Литература:
От Большого дворца и балюстрады, венчающей Большой каскад, открывается широкая панорама Нижнего парка, замыкающаяся водной гладью залива.
Необычайная по размаху, изумительная по живописности картина! Зеркальная лента канала, обрамленного фонтанами, исполин Самсон на скале, золоченые статуи и вазы на ступенях каскадов, мраморные колоннады с блистающими куполами, бассейны и чаши фонтанов, узорные цветники. И все это на фоне зелени и синеющего до горизонта морского простора.
Трудно найти слова, чтобы выразить очарование и величие открывающегося с верхней террасы вида. Для всех европейских садов регулярного стиля, к числу которых относится Нижний парк, характерно использование верхних точек для широкого обзора местности. Однако нигде, кроме Петергофа, нет такого сочетания каскадов, фонтанов и моря. Вслед за Леблоном об этой панораме можно сказать: «...это такие вещи, которые надо видеть, чтобы судить об их красоте».
В синтезе искусства и природы в Нижнем парке достигнута высшая гармония. Его совершенно ровная территория (102,5 гектара), напоминающая в плане удлиненный треугольник, вытянута с запада на восток на два с половиной километра и с юга на север — от естественного берегового уступа до береговой кромки — на пятьсот метров. Вся она подчинена ритму строгой регулярной объемно-пространственной композиции.
Парк состоит из трех связанных между собой частей — центральный ансамбль (в ХVIII веке его называли Петергофский), западный ансамбль (Марлинский) и восточный (Монплезирский).
Каждый из этих больших ансамблей в свою очередь состоит из самостоятельных микроансамблей - садов, отмеченных оригинальностью замысла. И в каждом из них достигнут синтез архитектуры и движущейся воды. Cхема
Основой планировки парка являются две системы пересекающихся лучевых аллей. Пять аллей радиусами расходятся от Большого каскада: к морю вдоль канала, к Эрмитажу и фонтану «Ева» (в западную часть), к Монплезиру и фонтану «Адам» (в восточную часть). Пятилучие пересекается с трезубцем больших сквозных перспектив, начинающихся от Марлинского пруда и идущих через парк в восточном направлении: Морская аллея связывает Марли с Монплезиром, Березовая — с площадью у каскада «Шахматная гора», а Марлинская, протяженностью два километра, доходит до самой восточной границы парка.
Пересечение пятилучия и трезубца аллей обогащено двумя звездами (этуалями) аллей, направленных лучами от восьмигранных бассейнов фонтанов "Адам" и «Ева». Причем все основные аллеи Нижнего парка или выходят на залив, или их перспективы обязательно замкнуты водометами, каскадами, фасадами зданий. И как бы ни была велика аллея, ее перспектива, оживленная через определенные интервалы вертикалями фонтанов, бюстов, ваз, не кажется монотонной.
Фигурно или геометрически подстриженные деревья и кусты вдоль аллей образуют стены, или кулисы, направляющие взгляд в определенную сторону, на те или иные точки обзора, что создает единую систему восприятия парка как в целом, так И каждой его части в отдельности.
Не менее важный элемент архитектуры Нижнего парка — партеры, расположенные на выровненной поверхности или углубленные (буленгрины). Их кружевные, затейливые узоры созданы цветами, подстриженной зеленью или выложены из гравия, изгари, разноцветной каменной крошки, битого стекла.
В планировке парка последовательно соблюден принцип композиционного равновесия. Симметрично по отношению к Большому дворцу, каскаду и каналу расположены все фонтаны и павильоны центрального ансамбля.
В восточной и западной частях парка симметрично Большому каскаду размещаются Драконов каскад и Марлинский каскад и перед каждым из них — парные фонтаны. На одинаковом расстоянии от Большого дворца и канала построены Эрмитаж и Монплезир, фонтаны «Адам» и «Ева».
Особенность Нижнего парка заключается в том, что именно здесь было использовано все лучшее, чего достигло европейское регулярное паркостроение. Это объясняется, в частности, и тем, что в создании петергофского ансамбля приняли участие представители разных национальных школ, и каждый из них, исходя из общего замысла и своеобразия рельефа, вносил в композицию новые выразительные элементы.
Начиная с 1760-х годов в облике Нижнего парка появились и все более усиливались элементы пейзажного стиля, но регулярная основа его объемно-пространственной композиции и декора сохранила свою целостность.
Нижний парк с его подчеркнутой представительностью, фанфарной звучностью каскадов и фонтанов, аллегорической назидательностью и исторической символичностью скульптур вызывает ощущение гармонии и радости, настраивает посетителей на особый, торжественный и оптимистический лад.
Кажется, что, формулируя определение регулярного сада, в знаменитой книге «Музыка для глаз» художник и паркостроитель Пьетро ди Готтардо Гонзага писал под впечатлением именно от Нижнего парка: «Бьющие фонтаны, симметричные и пышные каскады, водоемы, окруженные нимфами, тритонами и другими морскими божествами, причудливые гроты, распланированные с прихотливой неправильностью, украшенные сосульками и ракушками, где воды резвятся на тысячи ладов, обнесенные балюстрадами висячие террасы с вазами, полными цветов, статуями, бюстами и т. п. Наконец, эта правильность, искусственно-грациозная, благородная, впечатляющая, возвышающая душу, чарующая и восхищающая нас, правильность, которой природа нас полностью лишила и насладиться которой может дать нам только искусство».
Cхема Нижнего парка
Ансамбль западной части |
Ансамбль центральной части |
Ансамбль восточной части |
На первую страницу о Петродворце