Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Раскин А.Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны.
    Лениздат 1988

Ансамбли дворцов и парков Петергофа.
Нижний парк.
Ансамбль западной части.

Павильон Эрмитаж

Эрмитаж

Западная часть Нижнего парка, хотя и носит одно название — Марлинская, планировочно и функционально состоит из двух частей. В самой отдаленной от Большого дворца части — в собственно Марлинском ансамбле — акцентированы элементы усадебности. Часть, расположенная ближе к центральному ансамблю, имеет парадный характер. Наиболее отчетливо он выявлен в павильоне Эрмитаж. Эрмитажу отводилась специфическая роль павильона для увеселительного и уединенного времяпрепровождения лиц из ближайшего окружения «царской особы». Назначение павильона определено и его названием (ermitage в переводе с фр.— «хижина пустынника»). Прямоугольное в плане двухэтажное здание высотой 11 метров покоится на сплошном массивном стилобате (12,5Х 18 метров), подчеркивающем его изящество. Павильон окружен глубоким и широким рвом — «каналом», стенки которого выложены из кирпича и окаймлены профилированным поребриком из светлого камня. Ров наполнялся водой, а в первой половине ХVIII века через него был перекинут разводной мост.

Эрмитаж.

Эрмитаж отличается точно найденными пропорциями, четкими членениями, пластической проработкой всех декоративных деталей. Углы и простенки павильона подчеркнуты рустами и пилястрами коринфского ордера с базами из пудостского камня, опирающимися на высокие филенчатые пьедесталы. Стены оживлены профилированными тягами. Средняя часть северного (морского) и южного (паркового) фасадов акцентирована лучковым фронтоном и балконом на четырех резных дубовых консолях с ажурной решеткой, скомпонованной из золоченых цветов и черненых орнаментальных узоров. Отличительная черта облика Эрмитажа — окна и застекленные двери с переплетами в мелкий квадрат, занимающие почти всю плоскость фасадов. Они придают второму, более высокому этажу почти прозрачность, а весь павильон благодаря этому напоминает пронизанную светом хрустальную шкатулку.

Эрмитаж.

В первом этаже павильона, выстланном мраморными плитами, находятся вестибюль, кухня с очагом и буфетная — среднее помещение, где был установлен механизм подъемного стола. Отделенная узким коридором деревянная лесенка, скрытая дубовой перегородкой, ведет на второй этаж. Он занят залом площадью 80 метров, выстланным паркетом в виде чередующихся ромбов. Десять оконных проемов, прорезающих стены от плинтуса до карниза, заливают зал светом, создают ощущение простора. Из окон одновременно открываются дали залива и аллеи парка — один из самых впечатляющих эффектов круговой перспективы.

Эрмитаж.

Начиная от профилированных дубовых панелей, стены зала сплошь закрыты картинами, разделенными золочеными рейками; картиной декорирован и камин. Красочная гамма живописных полотен и позолота реек придают залу нарядность дворцового интерьера. В петергофском Эрмитаже хранятся 124 картины — произведения фламандских, голландских, французских, итальянских и немецких художников ХVII — ХVIII веков. Лишь одна картина посвящена русской теме. Это «Полтавская баталия», копия плафона, написанного И. Никитиным в 1727 году для «Залы славных торжествований» в Летнем саду.

Строительство Эрмитажа по проекту Браунштейна началось в 1721 году и завершилось летом 1725 года. По распоряжению Петра балконы и кованые железные решетки на окнах сделали точно такие же, как на корабле «Ингерманландия», на котором он в 1716 году командовал соединенными флотами России, Англии, Голландии и Дании. Эти детали придали эрмитажному залу сходство с большой капитанской каютой. Возвели павильон и выполнили тонкую штукатурную обработку «работные люди» подрядчика Якова Буева по рисункам и указаниям каменных и штукатурных дел мастера А. Кардасье. По эскизам Н. Пино резчики Оружейной палаты Н. Севрюков и В. Кадников, а также И. Верещагин и П. Колмогоров исполнили весь первоначальный резной убор павильона. К. Оснер отлил из алебастра четыре декоративные фигуры — аллегории времен года, установленные по сторонам фронтонов. Слесари А. Белин, Петр и Степан Ласточкины выковали железные решетки для окон. Немало забот доставил строителям Эрмитажа подьемный стол. Большой овальный стол, облицованный орехом, был рассчитан на четырнадцать персон. В отверстие, проделанное в полу посреди зала, можно было опускать и поднимать на канатах среднюю, обтянутую зеленым сукном часть стола, на которую ставились кушанья и напитки. Отдельные блюда подавались на специальных «исподних» — нижних деревянных тарелках, окованных по краю оловом. Эти тарелки двигали на подставках-стержнях в специальных трубах. Сигнал к общей смене кушаний и посуды давался большим колоколом. Но каждый из гостей мог заказать себе отдельное блюдо, положив на нижнюю тарелку записку и потянув за колечко, привязанное к веревке, протянутой к одному из «персональных» колокольчиков, находившихся внизу, в буфетной. Подъемный стол позволял вельможам трапезничать и развлекаться без присутствия слуг. «Не должно иметь рабов свидетелями того, как хозяин ест и веселится с друзьями; они переносчики вестей, болтают то, чего и не бывало», — говорил Петр. Такой же курьезной забавой, как и стол, до конца ХVIII века в Эрмитаже служило подъемное кресло, обитое зеленым сукном и белым шелковым галуном (находилось на месте лестницы). На нем гостей поочередно поднимали в зал.

Декорированные первоначально отдельными живописными полотнами стены зала и даже камин в 1759 году по проекту Б.-Ф. Растрелли сплошь закрыли картинами, использовав их как живописные шпалеры. Этот драгоценный убор придал интерьеру большую цветовую насыщенность и иллюзорную прОстранственность, присущую стилю барокко. Состав эрмитажных картин в последующее время изменился, но принцип шпалерного размещения сохранился без изменений. В Эрмитаже ближайшие царские сановники не только развлекались, но и обсуждали важные государственные дела. Эрмитажный зал служил своеобразным литературным салоном. Здесь знаменитый русский драматург-сатирик Д. И. Фонвизин в присутствии Екатерины II и Потемкина прочитал комедию «Бригадир».

В годы Великой Отечественной войны фашистские захватчики установили в павильоне орудие. Часть северной стены Эрмитажа была разрушена, подъемный стол уничтожен, панели, резьба, отдельные оконные переплеты погибли. Но находившиеся в нем картины, фаянсовые блюда, изготовленные в голландском городе Дельфте, русское художественное стекло, медная, оловянная и фарфоровая посуда первой половины и середины ХVIII века уцелели, спасенные сотрудниками музея. В 1952 году в павильоне были осуществлены первоочередные реставрационные работы, в зале установили картины. Эрмитаж первым среди музеев Петродворца открылся после войны для обозрения. Спустя десять лет в Эрмитаже восстановили паркет, а в 1970 — 19?1 годах по проекту инженера А. Соколова выполнили реставрацию стилобата и рва, закрыв нижнюю часть стен гранитом.

Эрмитаж

Нарядный приморский павильон в Петергофе послужил прототипом всех русских «эрмитажей», построенных выдающимися архитекторами ХVIII века в Петербурге, Стрельне, Царском Селе, Кускове, под Москвой.

С Эрмитажем особой аллеей связан Львиный (Эрмитажный) каскад.

На первую страницу о Нижнем парке Петергофа

На первую страницу о Петродворце

счетчик посещений