Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское село - резиденция российских монархов. Архитектурный и военно-исторический очерк
    Санкт-Петербург 1998

Пушкин
Екатерининский парк.

Регулярная часть Екатерининского парка.

Старейшей частью Екатерининского парка является Старый сад, получивший в первые десятилетия XVIII века регулярную планировку. Его композиционный замысел принадлежал Яну Роозену, автору проекта планировки Летнего сада.

Основные работы по созданию сада выполнены садовым мастером И. Фохтом в 1720-х годах. Осуществляя проект Роозена, паркостроители искусственно изменили рельеф, создав три широкие террасы уступами. Здесь были разбиты цветники, устроены крытые аллеи и трельяжные беседки. На третьей террасе в 1719 году выкопаны первый, а в 1722 — и второй малые пруды. Они расположены симметрично относительно главной аллеи парка, совпадающей с поперечной осью дворца. Прямая перспектива была проложена и от дворца к Зверинцу, позднее вошедшему в комплекс Александровского парка.

В 1722 году началось строительство Поперечного или Рыбного канала. Участок сада за каналом носил характер «дикой рощи». В 1723 году И. Ферстер построил первый увеселительный павильон — деревянный люстгауз на острове Большого пруда.

Начатая в 1740-х годах перестройка каменных палат Екатерины I повлекла за собой работы по расширению и реконструкции Старого сада. Здесь в 1740—1750-х годах были построены «Каменный зал» на острове Большого пруда, Грот и Эрмитаж.

Вырытый в 1748—1749 годах канал связал Большой пруд с ключами у деревни Большое Виттолово близ Царского села. Обводнение Большого пруда сделало возможным создание системы Нижних прудов на месте оврага, «позади Эрмитажа». В 1770-х годах Старый сад претерпел значительные изменения. Вместо каменной ограды, отделявшей сад от слободы, был вырыт канал. Значительный уклон местности заставил устроить на канале плотины. Архитектор В. И. Неелов построил здание Эрмитажной кухни, служившее также воротами для въезда в Старый сад. Вслед за тем на территории сада были возведены здания Верхней и Нижней ванн. Тогда же стрижка деревьев в саду была прекращена и к концу XVIII века регулярная и пейзажная части Екатерининского парка слились в одно целое.

Екатерининский дворец

Эрмитаж

Грот

Нижняя ванна

Верхняя ванна

Пейзажная часть Екатерининского парка.

Создание ансамбля пейзажной части Екатерининского парка и объединение Старого регулярного и нового пейзажного садов в целостный художественный организм связывается с именем В. И. Неелова. Вместе со своими помощниками, садовыми мастерами Трифоном Ильиным и Джозефом Бушем, Неелов сумел в очень короткий срок осуществить широкую программу садово-парковых работ. Он приступил к её выполнению в 1770 году. В 1771 году, началась постройка Руины, в начале подъема которой в 1780 году установлены Готические ворота по проекту Ю. М. Фельтена. В 1771 году Неелов воздвиг на территории Старого сада и Нижних прудов Морейскую колонну и в 1772 году заложил фундаменты мраморных Гатчинских ворот, Палладиева моста и Адмиралтейства. Таким образом, работы сразу же охватили почти всю огромную территорию будущего Екатерининского парка.

При строительстве пейзажного парка были выкопаны многочисленные «прудки и канальцы», приданы естественные очертания прежним водоемам, созданы насыпные холмы и горки, В течение немногим более одного десятилетия пейзажный парк в Царском Cеле оказался насыщенным парковыми сооружениями. Некоторые из них являлись памятниками победам, одержанным русскими войсками, другие отмечали заслуги отдельных лиц.

В парке нашло свое отражение характерное для второй половипы XVIII века увлечение русским мрамором. В таких сооружениях и памятниках, как Морейская, Чесменская и Крымская колонны, Палладиев мост, Гатчинские ворота, Румянцевский обелиск, памятник А. Д. Ланскому, использованы великолепные по своим декоративпым качествам русские мраморы. Служа украшением парка, они вместе с тем наглядно доказывали успехи, достигнутые в освоении естественных производительных сил России, свидетельствовали о богатстве ее недр.

В 1779—1780 годах Ч. Камерон исполнил проект постройки близ дворца комплекса новых сооружений, широко известных как термы Камерона, где он также использовал в декоре большое количество уразовской яшмы, именовавшейся в те времена "мясным агатом". В комплекс терм входят здание Холодной бани с Агатовым павильоном, Висячий садик, Камеронова галерея и так называемый пандус Камерона — пологий спуск с террасы садика перед Агатовым павильоном на Рамповую аллею. Новые сооружения значительно обогатили облик регулярной и пейзажной частей парка.

В непрерывной смене перспектив, возникающих перед посетителем парка, исключительно важное значение имеют его рельеф и водные ресурсы. Именно поэтому Неелов начал свою работу по созданию пейзажного парка с устройства системы прудов, каналов, водных протоков, каскадов и островов. Основное внимание он уделил работе по изменению очертаний Большого пруда, созданию на нем трех искусственных островов и увеличению размеров четвертого острова, центрального по своему местоположению, с павильоном, скрытым в небольшой роще.

Исключительную живописность придают Большому пруду острова: крошечный Каменный близ гранитной пристани с его искусственными скалами, Дикий остров у Турецкой бани, обсаженный по периметру серебристыми ивами, и Кроличий — возле гранитной пристани и каскада, между Большим и Нижними прудами, названный так потому, что в нем в XIX столетии обитали на свободе кролики. Все три островка насыпные (их нет на планах парка 1760-х гг.). Создание островов входило в композиционный замысел Неелова, обнаружившего глубокое чувство красоты паркового ландшафта и верное понимание основных принципов пейзажного паркостроения.

Большой пруд связан протоком с одной стороны с Лебяжьими и Верхними прудами, расположенными за Мраморным мостом, а с другой — с системой трех Нижних прудов, отделенных друг от друга плотинами в виде живописных каскадов.

Юго-восточные берега Большого пруда и трех Нижних, или Каскадных, npyдов однообразны по рельефу. Это побудило паркостроителей создать здесь насыпные холмы: Трифонову горку и пандус, служащий для подъема на Башню-руину. На территории парка расположено еще одно небольшое искусственное возвышение — так называемый Сахарный бугор. Такими же искусственными земляными сооружениями были холм у Малого каприза и насыпная гора Большого каприза в с западной части Екатерининского парка.

Готические ворота

Гатчинские (Орловские) ворота

Башня-руина

Холодная баня

Агатовые комнаты

Камеронова галерея

Пандус Камерона и Висячий сад

счетчик посещений