Литература:
Городские кварталы
Садовая улица
Рядом с царской резиденцией, быстро расширяя границы, росла слобода, архитектурный облик которой складывался под влиянием уникальных царскосельских дворцово-парковых ансамблей.
Одним из первых сооружений слободы стала церковь Знамения Божьей матери, построенная по проекту М. Земцова И. Бланком в 1747 году рядом с Екатерининским дворцом на первой городской площади. От нее вела начало и первая улица будущего города — Садовая, на которой все здания и в наши дни представляют художественную и мемориальную ценность.
Дом 2. Лицей
Ближайшее к церкви сооружение на Садовой улице — Великокняжеский флигель, построенный в 1789—1792 годах архитектором И. Нееловым и Кваренги для детей цесаревича Павла Петровича, впоследствии императора Павла I. Он соединяется с Екатерининским дворцом переходом в виде большой арки. В 1811 году флигель был перестроен В. Стасовым для Лицея. В этом учебном заведении жил и воспитывался юный Пушкин.Лицей |
Спустя много лет, уже в 1900 году, жители города стали свидетелями торжественного открытия в Лицейском саду памятника великому поэту работы скульптора Р. Баха. Этот памятник Пушкину — одна из самых известных достопримечательностей города. |
Застройка улицы, отделявшей регулярную часть Екатерининского парка (Старый сад) от слободы дворцовых служителей — будущего Царского Сeла, началась в конце 1710-х — начале 1720-х годов. В 1740—1750-х годах слобода подверглась коренной реконструкции. Жилые дома дворцовых служащих и церковнослужителей по Садовой улице были разобраны и перенесены на новые места. Освободившиеся участки перешли в дворцовое ведомство.
В сентябре 1748 года архитектор С. И. Чевакинский получил распоряжение о постройке на Садовой улице дома для управителя Царского Села и для «приезжающих в село Царское господ кавалеров». Разработка проектов и постройка четырех «кавалерских домиков» датируется 1752—1753 годами. Все дома были однотипными, одноэтажными с мезонинами в центре лицевых фасадов.
Первый из них, дом 4 — впоследствии дом директора Лицея — был перестроен в 1811 году В. П. Стасовым и утратил характерные для середины XVIII века детали обработки фасадов. |
Второй, третий и четвертый дома подвергались перестройке И. Нееловым в 1784 году, но барочные детали фасадов не были при этом уничтожены.
Второй Кавалерский дом, дом 6, надстроен, но, кроме того, значительно расширен. Он предназначался для размещения обер-гофмаршала и гофмаршала двора императрицы и назывался Гофмаршальским. Протяженность этого дома увеличилась вдвое. Он имеет не семь, как два других дома, а тринадцать осей по лицевому фасаду. |
Третий дом, дом 10, в 1780—1800 годах носил название Кабинетского дома. В первой половине XIX века в нем находилась канцелярия «главноуправляющего» Царским Селом, Петергофом и Гатчиной. |
Четвертый дом, дом 12, на углу Садовой и Леонтьевской улиц предназначался для придворного лекаря. В 1817 году он был отделан внутри для автора «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. |
По своему внешнему облику все три Кавалерских дома, несмотря на перестройки, осуществленные в 1784 году, — крайне редкие образцы гражданской архитектуры середины XVIII столетия. Стены первого и второго этажей зданий обработаны лопатками, гладкими у обер-гофмаршальского дома и рустованными у Кабинетского и штаб-лекарского домов. Первый этаж отделен от второго широкой горизонтальной профилированной тягой. Окна па фасадах обрамлены барочными фигурными наличниками с сильно выступающими замковыми камнями. На лицевых фасадах с помощью лопаток выделен центр в три оси, причем на фасаде обер-гофмаршальского дома он отмечен треугольным фронтоном. Архитектурная обработка фасадов всех трех домов относительно проста, по выразительна и типична для своего времени. Все вместе они придают застройке квартала ансамблевый характер и очень удачно связывают отдельные здания на Садовой набережной с Большим дворцом и Лицеем.
Дом 8 Дежурные конюшни |
Здания Оранжереи (дом 14) и Манежа (дом 18) на этой же улице придают застройке квартала ансамблевый характер, свойственный всей этой магистрали. Первоначально на их месте стояли деревянные дома, которые снесли в первой четверти XIX века, когда было решено застраивать город по единому градостроительному плану. Оранжереи и Манеж в 1820-е годы перестроены по проекту В. Стасова в стиле позднего классицизма. |
Следующее на Садовой улице бывший Придворный манеж, сооруженный в 1786 г. И. Нееловым и перестроенный В.П.Стасовым в 1821 г. |
Далее на Садовой улице располагаются бывшие Нижние конюшни, сооруженные в 1757-1762 годах архитекторами С. Чевакинским, Ф.-Б. Растрелли, впоследствии перестраиваемые И. Нееловым в 1770-х и П.С.Садовниковым в 1861 г.. Это целый городок вокруг внутреннего замкнутого дворика. |
За прудом находится дом 22, это здание Запасного дворца (дача М.В.Кочубей), построенного в 1817—1824 годах. В его создании участвовали А. Менелас, П. Неелов, В. Стасов А. Видов. В советские времена в этом здании размещался Дворец пионеров, а после 2010 г - дворец бракосочетаний. |
Напротив изящной ионической полуротонды этого дворца возвышаются ворота «Любезным моим сослуживцам», архитектор В. Стасов — памятник событиям Отечественной войны 1812 года. Решетка к ним создана по проекту А. Менеласа.