В 1831—1833 гг. А. И. Штакеншнейдер проектирует и строит в Прибалтике дворцово-парковый ансамбль «Фалль» графа А. X. Бенкендорфа под Ревелем. Мастерство и вкус архитектора произвели впечатление на заказчика. Штакеншнейдер был представлен Николаю I, и был им приглашен на должность придворного архитектора. В 1833 году он определен ко двору великого князя Михаила Павловича и сразу начал получать заказы. В 1834 г. он отделывает интерьеры дачи племянника Николая I принца Ольденбургского (M.Невка 11), предназначавшейся первоначально для князя Долгорукова на Каменном острове, владельцем которого был младший брат императора великий князь Михаил Павлович. Там же Штакеншнейдер создает новые интерьеры в Каменноостровском дворце.
В 1834 г. за программу-проект «небольшого загородного дворца» удостоен звания академика и получает чин титулярного советника.
В 1837 г. совершает поездку по Италии, Франции, Англии и Германии, изучая памятники древней и новой архитектуры, и поражая спутников добросовестностью своих занятий. Эта поездка сыграла большую роль в его дальнейшей работе. По возвращении в Россию он работает очень интенсивно и все чаще привлекается к придворным заказам. Андрей Иванович подбирает себе помощников-архитекторов, декораторов, лепщиков, мебельщиков, мраморщиков и вскоре складывается коллектив, который будет работать с ним многие годы.
Этапным в его творчестве можно считать строительство в 1839 - 1844 годах дворца для дочери Николая I — Марии. Здесь Штакеншнейдер проявляет себя как мастер монументальной дворцовой архитектуры. Следующие за этим заказы требуют от него полной отдачи сил. 1840—1850 гг. — расцвет творчества Штакеншнейдера, время непрерывной и ответственной работы. Особого напряжения потребовали дворцы, построенные к началу 1860-х годов для великих князей Михаила Николаевича и Николая Николаевича.
В 1843 г. его избирают почетным вольным общником Академии художеств. В следующем году Штакеншнейдер становится профессором архитектуры.
В 1851 г. получает чин статского советника. В 1854 г. начинает преподавание архитектуры в Академии, где к середине 1850-х годов у него было 60 учеников. Спустя два года «пожалован» званием «архитектор Высочайшего Двора». В 1858 г. возводится в чин действительного статского советника, равный губернаторскому. Все это отражало громадную роль Штакеншнейдера как одного из крупнейших мастеров архитектуры. За более чем тридцатилетний период интенсивного творчества по проектам А. И. Штакеншнейдера начиная с 1830-х годов воздвигли здания, во многом определившие облик Петербурга:
Мариинский дворец на Исаакиевской площади, дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, комплекс зданий Николаевского дворца на площади Труда, комплекс зданий Новомихайловского дворца , Запасной дворец и Конюшенный двор при Ново-Михайловском дворце. Некоторые из них изменены - надстроены, расширены, включены в существующие здания - Здание Мариинского женского института, |
Штакеншнейдер занимался внутренней перестройкой и отделкой интерьеров Старого Эрмитажа, Малого Эрмитажа, отделкой комнат Марии Федоровны в Зимнем дворце, отделкой интерьеров дачи принца Ольденбургского на Малой Невке.
Подробнее о работах в Эрмитажном комплексе
Штакеншнейдер работал в Петергофе, где развил и обогатил комплекс петергофских парков, создав ансамбль Лугового парка с Царицыным, Ольгиным и Розовым павильонами, Никольский домик, церковь и дворец Бельведер на Бибигоне. Он завершил формирование Большого Петергофского дворца, построил в Нижнем парке Львиный каскад и выполнил мраморный декор ряда фонтанов. Он автор проектов Фермерского дворца и построек в парке Александрия. . Вблизи Петергофа по его проектам построен дворец герцога Лейхтенбергского, дворец «Собственная дача» и дворцово-парковый ансамбль Сергиевка.
Он работал также в Ораниенбауме, Павловске (Вокзал, Мариинский квартал), Гатчине, Стрельне, Знаменке, Троице-Сергиевой пустыни, Лигове, на Каменном острове. Автор проектов казарм и военных поселений, построк в Прибалтике, Новгороде (Дворянское собрание), Ореанде (императорский дворец), Умани, Орловской губернии. Произведения Штакеншнейдера имеются в Крыму, Новгороде, под Киевом.
Много времени у мастера отнимало преподавание в Академии художеств, где к середине 1850-х годов у него было 60 учеников.
Андрей Иванович и вся его семья были патриотами России. Сильные переживания вызвала потеря Севастополя во время войны с Турцией. Штакеншнейдер создал проект памятника, который по конкурсу получил первое место. Но, к сожалению, император не пожелал отпустить архитектора для строительства памятника. Проект передали другим людям, которые исказили замысел архитектора.
Штакеншнейдера отличала исключительная доброта к людям. У них в доме всегда кто-то жил, кому-то помогали морально и материально. Наследницей его душевных качеств была дочь Елена, талантливая девушка, оставившая очень интересные воспоминания. Она была очень больным человеком, но принимала активное участие в группе Н. В. Стасовой, которая боролась за право женщины учиться и работать. Сын А. И. Штакеншнейдера Адриан был участником студенческих манифестаций, за что дважды арестовывался и находился в Петропавловской крепости. Вместе с ним в камере находился и студент Московского Университета Эдуард Кватц. После окончания «студенческого дела», часть их была освобождена из-под стражи, в их числе Адриан и Кватц, но последний мог быть освобожден только под поручительство. Андрей Иванович выхлопотал разрешение, взял юношу на поруки и поселил в своем доме.
Штакеншнейдер проявил себя как архитектор, умеющий мыслить крупными масштабами, как создатель выдающихся дворцово-парковых ансамблей, блистательных парадных интерьеров и безупречный стилист. Отличаясь деликатностью и тактичностью по отношению к работам предшествующих архитекторов, он стремился к сохранению архитектурного пейзажа уже сложившегося центра Петербурга, дополняя его в меру своих возможностей и таланта.