Литература:

  1. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда
    Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1985
  2. Раскин А.Г. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны.
    Лениздат 1988

Ансамбли дворцов и парков Петергофа.
Нижний парк.
Ансамбль восточной части.

Екатерининский корпус

Eкатерининский корпус

К западному флигелю Монплезира примыкает так называемый Екатерининский корпус. Он построен по проекту Б.-Ф, Растрелли в 1747 - 1754 годах. Рядом с ним по чертежам того же архитектора к Екатерининскому корпусу пристроили бревенчатый, флигель. Из этого флигеля 28 июня 1762 года Екатерина  II тайно отправилась в Петербург, где возглавила группу заговорщиков, поднявших гвардию и свергнувших ее мужа - Петра  III. Именно поэтому возведенный при Елизавете Петровне каменный корпус впоследствии получил существующее наименование.

Корпус - одноэтажное кирпичное отштукатуренное строение, поднятое на высоком каменном цоколе, - выделяется в монплезирском ансамбле своей монументальностью. Такого впечатления Растрелли добился сочетанием размера и укрупненной трактовкой декоративных деталей. Углы здания акцентированы пилястрами с коринфскими капителями. Главный фасад, обращенный к Монплезирскому саду подчеркнут треугольным фронтоном и шестью пилястрами коринфского ордера, фланкирующими четыре полукружных окна и дверь. Эти проемы, отмечающие среднюю часть главного фасада, дополнительно выделены треугольными сандриками, замковыми камнями с горельефными головками путти и рельефными наличниками с усложненной лепниной, профилированными завершениями. Перед входом устроено каменное крыльцо с ажурным кованым ограждением, включающим монограмму Елизаветы Петровны и вычеканенную из меди корону. Несколько меньшее по размеру крыльцо с аналогичной решеткой располагается у двери на южном фасаде, где находился второй вход в корпус. Характерная особенность облика Екатерининского корпуса - большие, почти на всю высоту стен, часто поставленные окна, обрамленные фигурными барочными наличниками с рельефной выкружкой на лепных кронштейнах в верхней части, а также сложнопрофилированный карниз большого выноса. Барочному облику здания контрастно противопоставлен классический декор интерьеров, созданный в 1785 - 1800 годах по проекту Д. Кваренги.

В Екатерининском корпусе имеется девять(? 21.02.2015 экскурсия демонстрирует 8) помещений, образующих две параллельные анфилады, одновременно связанные между собой. Восточная анфилада включает Зеленую гостиную, Желтый зал, Синюю гостиную; западная - Переднюю (Вестибюль), Подогревальню, Опочивальню (Спальню), Кабинет. К Передней примыкают Угловая (Павловская) гостиная и Проходная (21.02.2015 этой комнаты нет).

Декор парадного Желтого зала, Зеленой и Синей гостиных, выходящих окнами в Монплезирский сад, а также Передней, Спальни и Кабинета отличен благородной простотой и стройностью. В обработке стен и потолков этих высоких, просторных, светлых помещений, кажущихся большими от зеркал в межоконных простенках, искусно варьируется различная расколеровка гладких стен, определяющая даже название интерьеров, декоративная роспись в манере гризайль, лепные панно и рельефы, а также классические архитектурные элементы - пилястры, кронштейны, сандрики, профилированные тяги.

1. Зеленая гостиная (приемная)

В Зеленой гостиной особенно привлекают внимание сочно вылепленные венки из плодов и цветов, с которыми композиционно связаны живописные изображения ликторской связки, меча, лент, венков. Гризайль начала XIX века на падугах - грифоны, лиры, знамена, военные доспехи. Камин по проекту Дж.Кваренги белого итальянского мрамора. Мраморные бюсты - Демосфен (справа) и неизвестный философ - копии с античных оригиналов. Мебель - гарнитур из карельской березы по рисунку К. Росси - диван с преддиванным столом, кресло и стулья. в центре - маленький диван с ножками в виде грифонов для отдыха или бесед вдвоем. Художественная бронза в основном французских мастеров - часы. курильницы, канделябры, бра, люстры. На камине - часы с колесницей Аполлона, 2 курильницы французских мастеров, канделябры, изготовленные русскими мастерами.

2. Кабинет Александра I.

В Кабинете Александра I сохранена печь "на голландский манер" с гамбургскими изразцами, спроектированная Растрелли. Мебель в силе Жакоб: кресло, стулья, диван, 2 письменных стола. Обычно в кабинете императора несколько столов - для собственной работы, для работы с министрами, для раскладывания карт. Здесь у большого стола выдвижные секции с трех сторон, чтобы можно было разложить карты. У второго стола - шкафчик с "секретом" - для документов. К нему также можно было подойти с трех сторон. Рядом с большим столом - интересный предмет, о назначении которого нам трудно догадаться. Это плевательница, или песочница изготовленная в 1830-х с механизмом, кот. позволял открывать крышку при нажатии кнопки. В 19 веке было модно жевать табак. Использовалась как мусорница.

Фарфоровые вазы, выполненные на императорском фарфоровом заводе, из кабинета Александра I в Аничковом дворце. На секретере курильницы из яшмы и орлеца, подаренные Александру I графом Строгановым в 1811 г. Также была очень популярна мебель Генриха Гамбса, который прибыл в Россию со своим учителем, и вскоре открыл свою мастерскую. На секретере часы с корпусом из красного дерева, изготовленным в мастерской Гамбса. Книжные шкафы с книгами на французском и старонемецком языках по истории, философии, искусству.

3. Спальня Александра I..

Египетские мотивы - диван с ножками в виде сфинксов. После похода Наполеона на север Африки в Европе вошли в моду египетские мотивы, а в Россию они проникли после встречи Александра I. с Наполеоном в 1808 г., когда Александру I. был подарен Египетский фарфоровый сервиз. У изголовья кровати 2 канделябра. Картины Дж.Доу "Пастушок, застигнутый грозой" и "Селена и Антимион" немецкой художницы Анжелики Кауфман. В простенках между окнами витрины с личными вещами Павла I, Александра I.; другая витрина - набор для игры в карты, в который входят: шкатулка, щеточка, маленькая шкатулка с фишками четырех мастей, изготовленный в начале XIX века в Архангельске из моржовой кости; игральные карты немецкой работы, посвященные победе над Наполеоном.

4. Подогревальня.

Среди интерьеров корпуса особое место занимает Подогревальня. Посреди нее находится квадратная в плане печь с двенадцатью отверстиями в медной плите (два больших и десять маленьких) и крышками для них и духовым шкафом. Здесь разогревалась еда, доставленная из Монплезирской кухни. В углу cлева - каморка с дверью, там находится двухмаршевая лестница, ведущая в подвал, где хранились «припасы к столу» и находилась топка печи. Печь появилась в 1760 г. по приказу Елизаветы Петровны для разогревания пищи. Хранилась посуда, которая использовалась во время приемов. Сейчас - предметы, изготовленные на императорском фарфоровом заводе в Петербурге в середине XVIII - середине XIX вв. Это тарелки с видами Петербурга, его окрестностей и Петергофа, в том числе Итальянский фонтан, шутиха "Дубок", Эрмитажный или Львиный каскад Нижнего парка, выполненный Андреем Воронихиным. Сейчас он выглядит иначе - был переделан Андреем Штакеншнейдером в середине 1850-х.
Охотничий сервиз со сценами охоты. Сервиз с васильками павловского времени - более скромный, чем в екатерининское время и предназначавшийся для более узкого круга лиц.
Кабинетский сеpвиз 1795 г. по заказу кабинет ЕИВ. 800 предметов с гирляндами из цветов и изображениями памятников архитектуры или ландшафта Италии, многие их которых не сохранились. На тарелках указаны названия памятников и их местонахождение.
Тарелки Русского (т.к. прославлял Россию) или Гурьевского сервизa - по фамилии управляющего заводом графа Дмитрия Александрович Гурьева, сервиза - самого знаменитого, изготавливаемого на императорскомм фарфоровом заводе в 1809-1816. На тарелках изображены представители народов, населявшие Россию в XIX веке. За основу взяты зарисовки немецких путешественников. Например, камчатский шаман, разносчик с куличами, жители Богемии, разносчик мороженого, матрос, продающий щетки, томская татарка, ингуш, вотячка, мордовка, разносчики, камчадалы, башкир, монголка, калужская купеческая жена в летнем платье, грек и гречанка, уральский казак, крымские татары, валдайская девка, кабардинцы.
Министерский или Ропшинский сервиз с двуглавыми орлами и ампирной росписью в виде розеток, пальметок и т.п., изготовленные на императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1823 г. на 60 персон с вазами с женскими фигурами в античных одеждах. Николай I передал его в Ропшинский дворец.
Арабесковый сервиз - в память о присоединении Грузии и Таврии к России. На 60 персон 973 предмета. Его украшение - скульптурные аллегорические группы "военное дело": "военная сила", "морская сила", "Крым под державою Екатерины II", "Грузия под покровительством России".

5. Передняя приемная (Вестибюль).

Печь по проекту Растрелли сохранилась. Камин из итальянского мрамора по рисунку Кваренги. На камине канделябры с фигурами лучников, 2 фарфоровые вазы, часы "Ахилл над урной Патрокла". Вдоль стен - мебель для ожидающих приема, обычно из недорогого дерева, покрытая позолотой. В простенках между окнами 2 вазы, изготовленные в Китае, украшенные драконами по рисунку Воронихина. Рядом канделябры с фигурой богини победы Ники. Картины с изображением итальянских пейзажей. В углу большая скульптура Екатерины II, изготовленная неизвестным мастером XVIII века. Находилась на улице около Екатерининского корпуса до фашистской оккупации, в период которой была закопана в землю. После войны ее извлекли и, спасая мрамор от дальнейших разрушений, поместили внутри корпуса. До войны в этом зале находилась другая скульптура Екатерина-законодательница 1789 г. ЕЕ автором считали скульптора Федота Шубина. Во время войны она не была вывезена и погибла. Чудом сохранилась только голова, которая была найденв в подвале Екатерининского корпуса. В 2006 г была отреставрирована В.С.Мозговым и сейчас под стеклянным колпаком.

6. Угловая гостиная.

Это небольшое помещение, предназначавшееся для уединения или для узкого круга лиц. Мебель из тополя по проекту В.П.Стасова: диван, диванный столик, кресла, туалетный столик, на котором вазы из синего стекла, украшенные золотом, выполненные на императорском стеклянном заводе. В углу канделябр на 7 свечей в виде фигурки египтянки, в другом углу - мраморный бюст Александра I. Слева на стене - портрет Елизаветы Алексеевны, жены Александра I.

6. Синяя гостиная.

На падугах декоративная роспись в манере гризайль, античные сюжеты. Рояль - 4 ножки на хрустальной подставке. слева подставка для нот, боковые стенки в виде лиры. Комоды в живописными вставками на сюжеты из "Энеиды" Вергилия. Екатерина II увлекалась античностью, и ее время "Энеида" была переведена на русский язык. Часы "Прощание Гектора с Андромахой". C двух сторон от них фарфоровые вазы с цветочными композициями, выполненные на частном заводе в Петербурге. В это время появляется много частных фарфоровых заводов, которые работали в основном на царский двор. На другом комоде с росписями из "Энеиды" вазы, выполненные на другом частном фарфоровом заводе, на которых копии с картин неизвестных голландских художников XVII века. Между ними - французские часы "Ночь". Ночь = женская фигура с покрывалом, которую стремится остановить бог любви Купидон. В углу скульптуный бюст Александра I с орденом Андрея Первозванного. Скульптор неизвестен. В противоположном угду - античный бог виноделия Дионис в виде прекрасного юноши с венком из иноградных листьев на голове. На стенах картины "Смерть Эвридики" и "Танкред и Эрминия".

8. Желтый зал

8. Желтый зал с полуциркульными окнами - самое большое помещение Екатерининского корпуса, около 170 кв.м. Здесь Кваренги не изменил интерьер, т.е. зал сохранился таким, каким его спроектировал Растрелли. Его стены обработаны парными пилястрами, между которыми помещены вертикальные рельефные композиции, включающие изображения античных ваз, спиралевидных и перистых листьев и завершающиеся медальоном с рельефной фигурой. Падуга зала декорирована, лепными гирляндами, в которых чередуются маскароны и розетки. Над четырьмя дверями зала установлены рельефные десюдепорты аллегорического содержания: в Зеленую гостиную - «Музыка и Трагедия», в спальню Александра I - «Мудрость, венчающая Архитектуру», в подогревальню - «История и География», над дверью в Синюю гостиную - «Комедия и Скульптура». Они были исполнены Ж.-Д Рашеттом.

В простенках между окнами - зеркала от пола до потолка в белых рамах с золоченым орнаментом, которые зрительно увеличивают пространство зала. На стенах парадные портреты Александра I, написанный Дж. Доу в 1825 г. и Екатерины II художника Лампи-старшего, а на южной стене Желтого зала помещен гобелен «Петр I, спасающий рыбаков во время бури на Ладожском озере», вытканный на парижской мануфактуре по картине художника Штейбена. Он был подарен Александру I французским королем Людовиком ХVIII и позднее, в 1820-х годах, занял место в Тронном зале Большого дворца взамен снятой тогда картины В. Эриксена.

Мебель Желтого зала состоит из комплекта так называемых "штук", специальных раскладных столов из дешевого дерева, которые соединялись в зависимости от количества приглашенных и накрывались белой скатертью до пола. Вокруг стола 53 стула из красного дерева, которые выполнены по проекту В.П.Стасова для Чесменского зала Большого Петергофского дворца. Под портретом Александра I часы "Амур и Психея". Под потретом Екатерины II часы "Минин и Пожарский".

В зале экспонируется знаменитое произведение Петербургского императорского фарфорового завода - сервиз, названный Гурьевским, по фамилии тогдашнего директора графа Д. А. Гурьева. Этот шедевр прикладного искусства, выполненный в 1806 - 1809 годах и дополнявшийся до 1830 года, состоял из 4500 предметов и использовался лишь при экстраординарных, особо торжественных случаях. В изготовлении скульптур для него принимал участие С. С. Пименов, а расписывали художники А. С. Канунников и С. П. Шифляр. Там же выставлен английский и русский хрусталь - Министерский сервиз хрустальный, выполненный в Англии по заказу Павла I в 1800 г.

На столе - Гурьевский сервиз на 38 кувертов, т.е. столовых наборов, в каждом из которых 3 тарелки, глубокая на мелкой и тарелка для десерта с изображением представителей разных народов, креманка - стаканчик для соусов и кремов, солонка на трех ножках. Салатники, соусники с ручками на поддонах, десертные вазы по моделям скульптора Степана Пименова, поддерживаемые девушками и юношами в национальных русских костюмах. На комодах - компотьеры в виде чаш на головах орлов с распростертыми крыльями для кремов, желе, компотов, взбитых сливок. В гурьевский сервиз входил комплект ножей и вилок с ручками из слоновой кости, а лезвиями из дамасской стали

Круглый десертный или чайный стол на 15 персон, где также использовались десертные гурьевские тарелки. При Николае I гурьевский сервиз был дополнен чайными чашками с блюдцами и маленькими пирожковыми тарелками.

Освещен Желтый зал бронзовыми бра в виде стрел из пасти льва или собаки и семью люстрами из папье-маше и дерева, обработанныне особым образом и окрашенные под бронзу. В войну их было невозможно эвакуировать из-за их хрупкости, и они оказались на полу под обломками рухнувших перекрытий. Фрагменты были собраны и вохранены. Восстановлены люстры в 1990-х лепщиком Раисой Степановной Прокофьевой. Ажурные, многосвечные, они удивительно легки и нарядны.

Важная роль в декоре интерьеров Екатерининского корпуса отведена живописи, исполненной темперой по штукатурке в манере гризайль. Живописными композициями декорированы стены, десюдепорты, но главным образом - падуги и потолки. По своему образному строю живопись типична для классицизма. Это «многофигурные» и «малофигурные» композиции на сюжеты античных мифов, изображения грифонов, воинского вооружения, масок, треножников, крылатых слав, листьев и ветвей аканта. Точно установить авторство пока не удалось. Можно предположить, что первоначальные росписи выполнял Карло Скотти, приглашенный из Италии Д. Кваренги в 1786 году. Некоторые исследователи считают, что автор живописного декора - Дж.-Б. Скотти. В любом случае она связана с именем живописцев известной династии Скотти - лучших монументалистов-декораторов классицизма конца ХVIII - первой трети ХIХ столетия.

Интерьеры Екатерининского корпуса обставлены художественной мебелью, отвечающей стилистике и функциональному назначению помещений, а также украшены часами и другими предметами из бронзы русской и французской работы. С момента постройки Екатерининский корпус служил для пребывания «высочайших особ». Здесь устраивались приемы, балы, маскарады, карточные вечера.

В 1930 году он был превращен в музей. В годы оккупации деревянный флигель полностью сгорел, а каменный корпус безжалостно разрушен. Потребовались многолетние усилия, чтобы 18 июня 1984 года была закончена первая очередь основных реставрационных работ, которые в настоящее время вступили в завершающую фазу при свободном доступе посетителей в открытые для осмотра интерьеры. Проект реставрации был разработан архитектором Е. Н. Петровой и инженером М. И. Юношевым, а в процессе работ уточнен и дополнен в деталях архитекторами В. Н. Вороновой и Е. П. Севастьяновым. Декоратив:ную лепку воссоздала и частично реставрировала Н. И. Оде, барельефы - Г. Л. Михайлова и Э. П. Масленников. Используя фрагменты сохранившихся росписей, а также аналогии в Таврическом и Шуваловском дворцах, в Инженерном замке, зданиях Главного штаба и Русского музея, В. Г. Корбан и В. А. Никифоров воссоздали росписи Зеленой и Синей гостиных, Передней; Л. А. Любимов - росписи Опочивальни и Кабинета. Немалую роль в возрождении Екатерининского корпуса сыграли скульптор А. Ф. Фролов и резчик по камню Л. М. Комаров, трудившиеся над реставрацией мраморных каминов; керамисты бригады В. Л. Жигунова, воссоздавшие растреллиевскую печь в Передней; слесари бригады В. А. Анисимова и кузнеца В. П. Жукова. Они и их товарищи вновь показали свое непревзойденное проникновение в мастерство прошлых веков.

На первую страницу о Нижнем парке Петергофа

На первую страницу о Петродворце

счетчик посещений