К правому берегу (нечетной стороне) Обводного канала примыкает юго-восточная часть Никольского кладбища Александро - Невской лавры.
Из-за ограды хорошо видна гранитная колонна. Это памятник работы известного архитектора Ивана Фомина, установленный на могиле Льва Мациевича. |
Важную рольв формировании облика Обводного канала у его истока сыграли "хлебные балаганы", располагавшиеся по Шлиссельбургскому проспекту (современному проспекту Обуховской Обороны). На берегу Невы возникла знаменитая Калашниковская пристань. Имя хлеботорговца, в сфере интересов которого было не только зерно, но и все, что из него делалось, включая пиво и водку, с 1887 по 1952 год носила Калашниковская набережная (ныне Синопская). Официально, кстати, название набережной было присвоено по Калашниковскому пиво- и медоваренному заводу, ставшему в советское время ликеро-водочным, каковым он до сих пор и остается. Калашниковским именовался и проспект Бакунина. А знаменитая Калашниковская хлебная биржа—центр столичной хлеботорговли — сначала располагалась на пристани, а с 1895 года — в специально построенном здании, выходящем на Полтавскую (дом 12) и Харьковскую (дом 9) улицы. Это здание не что иное, как Дворец культуры работников милиции.
Калашниковская пристань тянулась от Большой Болотной улицы, носящей сейчас имя ткача Петра Моисеенко и до Обводного канала. Сюда везли хлеб из двадцати четырех российских губерний. Хлеб закупался на волжских берегах, сложными водными путями его доставляли до Ладожского озера, а оттуда по Неве — в столицу Российской империи. Это была грандиозная база петербургской хлебной торговли, о чем свидетельствовала и вывеска над пристанью: «Санкт-Петербургская городская исполнительная комиссия по заведыванию хлебной пристанью».
Хлеботорговля приносила немалые доходы, из-за чего между купечеством, церковью и городской властью существовали серьезные трения. Споры велись вокруг двухкопеечных сборов в пользу города. Церковь считала эти деньги своими, поскольку прибрежные невские земли числились за Александро-Невским монастырем — их пожаловала монахам дочь основателя Петербурга императрица Елизавета Петровна в 1742 году.
Старые картинки позволяют увидеть, как выглядели хлебные балаганы, или, проще, амбары на Калашниковской пристани. Существовала даже Амбарная улица, названная по ним, однако в связи со строительством моста Александра Невского через Неву и реконструкцией одноименной площади улица была упразднена. Ныне о хлеботорговле того времени напоминают только каменные пакгаузы — дома 3 — 5 по набережной Обводного канала. Они расположены торцами к каналу и к Никольскому кладбищу. Это хлебные амбары Александро-Невской лавры, возведенные в 1849 году по проекту зодчего Александра Гемилиана при участии Карла Брандта.
Судьба послала Гемилиану довольно тяжелое испытание. После обрушения части здания, которое строилось по его проекту для Стенбок-Ферморов, Гемилиана на полгода посадили на гауптвахту, а затем на несколько лет отстранили от проектировочных работ. Хотя было выяснено, что строительство велось не под руководством Александра Петровича. Его была только подпись под чертежом. Вот она — цена подписи и уровень ответственности! Сегодня можно только сожалеть о том, что уровень ответственности значительно снизился. Числящиеся под государственной охраной здания-памятники пустуют и разрушаются. Кое-где проемы в старых кирпичных стенах заложены современным кирпичом. Неаккуратность работ свидетельствует об абсолютном равнодушии тех, кто это делал, и тех, кто контролировал работу.
Табличка с надписью «Невская мельница. Тароремонтное предприятие» свидетельствует о том, что пакгаузы принадлежат предприятию, расположенному на противоположном берегу Обводного канала. Предприятию с богатейшей историей.
Рядом со Шлиссельбургским мостом, с которого можно обозревать береговую панораму, расположен еще один мост, по которому машины не ездят. Он отнюдь не пешеходный, хотя сейчас только пешеходы по нему и переходят канал. В недавнем прошлом по нему передвигались железнодорожные товарные составы, которые шли со стороны Московской-Товарной на Синопскую набережную. В связи с прекращением деятельности этого участка дороги часть рельсов демонтировали, часть просто закатали в асфальт, а на мостике, названия не имеющем, пути остались. Снимать рельсы с этого бывшего железнодорожного мостика, похоже, никто не собирается.
В 1809 году в Петербурге была учреждена Духовная академия . Размещалась она первоначально в одном из корпусов Александро-Невской лавры. Митрополит Амвросий Новгородский и Петербургский предложил выстроить для нее отдельный корпус. Из четырех представленных в Комиссию духовных училищ планов был выбран план Луиджи Руска. Архитектор, на несколько лет покидая Россию, рекомендовал к возведению здания своих коллег Иосифа Шарлеманя и Франца Руска, но за то время, что он отсутствовал, строительство не велось. Наконец, в 1817-м император Александр I поручил Луиджи Руска разработать новый план.
Для академического корпуса был отведен участок у Обводного канала. В 1819 году здание было возведено. Сегодня, когда смотришь на это произведение талантливого зодчего, кажется удивительным, что главный фасад трехэтажного здания с ионическим колонным портиком в центре обращен в довольно-таки узкий двор, а к каналу корпус выходит боковым фасадом. Объясняется же это тем, что Руска ставил здание лицом к Неве. В годы строительства Духовной академии совсем не предполагалось строить здесь хлебные амбары, которые появятся только через тридцать лет и закроют вид с Невы на Духовную академию. Сейчас (15.09.2010) очень красивый и отремонтированный главный фасад почти полностью закрыт еще и близко стоящими высокими деревьями.
В этом здании Духовная академия просуществовала 99 лет. В 1918 году она была закрыта, помещения были переданы ремесленному училищу.
В октябре 1950 года в соответствии с распоряжением совета министров СССР в Ленинград переводился Московский техникум физической культуры и спорта. Ему отвели место на Сергиевской улице в Яблоновке. Но там техникум не просуществовал и одного учебного года. В августе 1951-го ему отдали все помещения ремесленного училища. С тех пор на Обводном канале, 7-а, готовят специалистов в области физкультуры и спорта.
Ныне учебное заведение согласно новой моде или веянию времени имеет другой статус — теперь это Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии.
«В здоровом теле здоровый дух». Это знаменитое выражение без лукавства и иронии весьма применимо к этому учебному заведению, расположенному в здании Духовной академии. Достаточно вспомнить имена хотя бы нескольких его выдающихся выпускников — олимпийских чемпионов. Тяжелоатлет Федор Богдановский, чемпион Олимпиады 1956 года, установивший десять мировых рекордов, лыжница Алевтина Колчина, победившая в Инсбруке в эстафете 3x5 километров, велосипедист Сергей Сухорученков — герой Московской Олимпиады! Олимпийская чемпионка лыжница Нина Балдычева не только сама была большой спортсменкой, но еще и воспитала Любовь Егорову, шестикратную олимпийскую чемпионку, которой присвоены звания Героя России и почетного гражданина Санкт-Петербурга. А выпускнику техникума, чемпиону в классической борьбе на Олимпиаде 1956 года в Мельбурне Николаю Соловьеву (1930— 2007) при жизни был установлен памятник у Комплексной школы высшего спортивного мастерства на Каменном острове. На его открытии 4 сентября 2003 года директор спортшколы Василий Шестаков сказал: «Подобные скульптуры возрождают традиции Древней Греции, где на родине олимпийцев при жизни ставили памятники». Автор скульптуры — Альберт Чаркин. Предпринимались попытки вернуть здание колледжа тому, для кого оно строилось изначально, однако пока колледж достаточно основательно занимает эти помещения.
Было бы несправедливо не вспомнить о некоторых выпускниках Духовной академии. Среди них Иван Васильевич Чельцов, писатель, редактировавший в 1870-е «Христианское чтение», писатель Димитрий Иванович Ростиславов, автор сочинения «О духовных училищах». Примечательно, что работа, написанная в 1850-е годы по заказу канцелярии Синода, не была опубликована в России — как говорилось, «вследствие свободно выраженного мнения». Ее сначала издали в Лейпциге в 1860-м. Впоследствии, правда, ею руководствовались при преобразовании духовных училищ и семинарий в России. Сто лет назад, в 1909 году, вышел труд другого выпускника Духовной академии — Алексея Никаноровича Котовича. Основанный на архивных материалах, он назывался «Духовная цензура в России (1799 — 1855), то есть охватывал период правления трех императоров. Капитальная работа была оценена руководством академии, которое сочло автора достойным звания магистра богословия. Но Священный синод в лице епископа Феофана выразил мнение, что опубликованные факты не соответствуют иерархическим интересам.
За колледжем в глубине участка находятся выдающиеся памятники XVIII века—Федоровский корпус Александро- Невской лавры, построенный Теодором Швертфегером, Пьетро Трезини и Михаилом Расторгуевым, Федоровская церковь (Пьетро Трезини, Иван Росси, середина XVIII в.) и церковь Исидора Пелусиота, построенная церковным архитектором Григорием Карповым.
Здесь же здание отделения для малолетних Александро-Невского антониевского духовного училища, перестроенное в 1882 году Иваном Слупским, и новый училищный корпус, который сто лет назад построил архитектор Виктор Бобров. Здесь же стоят неброские постройки — больничный флигель, бани и прачечные при Духовной академии. Их автор, так же как и дома 11, стоящего на набережной, —Дмитрий Люшин.
Дом 11 — единственный жилой дом в огромном квартале. Строился же он в 1881 — 1882 годах как одна из составляющих частей Александро-Невской лавры — в нем располагались библиотека и квартиры Духовной академии.
Следующий дом на этой стороне Обводного канала — психоневрологический диспансер № 6. Утилитарная постройка 1960 — 1970-х интересна только как медицинский объект. |
И вот, наконец, самый благоустроенный участок.
За ажурной решеткой высится здание Санкт-Петербургской духовной семинарии. Предыстория появления ее такова.
В высочайшем указе императора Павла I от 18 декабря 1797 года говорится: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне Духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие Духовные академии в Санкт-Петербурге при Александро- Невском монастыре, и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным».
В том же 1797 году Александро-Невский монастырь стал лаврой.
Естественно, в царствование императора Александра I была проведена реформа Духовной школы, которая осуществлялась параллельно с переустройством светской системы образования. По поручению митрополита Амвросия (Подобедова) епископом Евгением (Болхо-витиновым) в 1805 году было составлено «Предначертание» устройства духовных школ. Оно легло в основу реформы всей системы духовного образования в России. Духовные академии становились не только высшими богословскими учебными заведениями, но и церковно-научными центрами, на которые были возложены также задачи просветительской и издательской деятельности.
В 1808 году была создана «Комиссия духовных училищ», которая ввела систему ступеней, вследствие чего через год Александро-Невская академия разделилась на три самостоятельных учебных заведения: Санкт-Петербургскую духовную академию (высшая школа), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя школа) и Александро- Невское духовное училище (низшая школа). Они по-прежнему размещались в Александро-Невской лавре. Академия и семинария занимали Федоровский и Южный корпуса.
Первой из стен лавры в отдельное здание на Обводный канал переселилась Духовная академия, а в 1841 году на набережной канала, у впадения в него Черной речки (ныне — Монастырки), выросло здание Духовной семинарии, построенное Аполлоном Щедриным. Оно претерпело некоторые изменения. Через восемнадцать лет губернский инженер-архитектор Николай Александрович Сычёв пристроил флигели при Духовной семинарии, а в 1901 — 1902 годах Александр Хренов надстроил корпус. Еще через пять лет рядом появилось здание образцовой церковно- приходской школы и служебные флигели Духовной семинарии, созданные Евгением Морозовым.
Сегодня здесь сосредоточены средняя и высшая духовные школы, а потому именно перед этим зданием уместно вспомнить руководителей Духовной академии. Среди них было немало выдающихся деятелей.
Прежде всего следует назвать историка Русской церкви и догматиста епископа Макария (Булгакова), который возглавлял академию с 1851 по1857 год, а затем стал митрополитом Московским. При нем учился самый, наверное, знаменитый выпускник — Иван Сергиев, будущий великий кронштадтский пастырь. О своем ректоре и o годах обучения Иоанн Кронштадтский вспоминал: «Чту почтенную память вашу, мои бывшие начальники и наставники (Владыка Макарий, инспектор Иоанн (Соколов), лектор Богословия и профессор архимандрит Кирилл), что вы снизошли ко мне... и дали мне возможность окончить счастливо и получить академическую степень кандидата богословия и сан священника».
Проповедник святой праведный Иоанн Кронштадтский оставил богатое литературное наследие. Его книги «Моя жизнь во Христе» и «Христианская философия» — выдающиеся богословские произведения. Для Иоанна Кронштадтского христианство было не отвлеченным учением и не системой нравственности, а новой жизнью, не похожей на жизнь человека, порабощенного грехом. По молитвам отца Иоанна было совершено множество чудес, о которых писали в газетах еще при его жизни. Он развернул необычайно широкую благотворительную деятельность — устроил рабочий дом, детский приют, школу для бедных детей, боролся с пьянством и, надо сказать, достигал в этом успехов. Согласно завещанию он был погребен в основанном им Иоанновском женском монастыре на Карповке.
Первый же выпуск реформированной Духовной академии был осуществлен в 1814 году. Двенадцать из семидесяти восьми выпускников сразу же пополнили профессорско-преподавательскую корпорацию. Среди них были известные впоследствии церковные деятели: митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий (Постников), профессор протоиерей Герасим Павский, известный тем, что проводил грандиозную работу по научному переводу Библии на русский язык, а также профессор протоиерей Иоаким Кочетов.
Как духовное образовательное учреждение семинария была закрыта, как и Духовная академия, в 1918 году. В первые послереволюционные годы сюда стали селить беспризорников. В годы Великой Отечественной войны в помещениях работал госпиталь. В здание попала авиабомба, частично разрушив его. В январе 1945 года правящим архиереем Ленинградской епархии стал архиепископ Григорий (Чуков), который приложил все усилия для открытия духовных школ. За месяц до Дня Победы состоялась встреча патриарха Алексия I и митрополита Николая (Ярушевича) со Сталиным. На встрече обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью церкви на завершающем этапе Великой Отечественной войны. В итоге в ноябре победного года в Ленинграде открылись Богословско-пастырские курсы, а 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского к всея Руси Алексия I была учреждена Ленинградская духовная академия, одновременно из Богословско-пастырских курсов была сформирована Ленинградская духовная семинария. 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в присутствии патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии.
Духовное образование в городе было возрождено.
Дома 15 и 19 расположенные симметрично относительно дома 17, духовной семинарии, возможно ей и принадлежат. Но если в доме 19 находится больница, и он выглядит ухоженным, то про дом 15 этого пока (15.09.2011) не скажешь.
Имя святой блаженной Ксении Петербургской носит Церковная благотворительная больница, распооложенная в доме 19. За ней кончается территория Александро-Невской лавры, занимающей почти весь Монастырский остров.
От лавры получила название и река Монастырка, отделяющая этот остров от Безымянного острова, на котором расположена значительная часть исторического Петербурга. Как самостоятельный проток она образовалась только после прокладки Обводного канала, а до того входила в состав Волковки, которая до 1887 года была Черной речкой. Черной была и Монастырка, однако новое имя ей дали раньше - в 1864 году она стала Монастырской речкой. Практически сразу она превратилась в Монастырку.
Через нее вдоль Обводного канала перекинут Казачий мост. Затруднительно сказать, в истоке реки или в устье он расположен, поскольку течение Монастырки зависит главным образом от направления ветра. Легче с названием моста, появившегося в 1833 году. Он назван по казачьим казармам, располагавшимся вдоль Обводного канала на довольно значительном участке.
Это здание неизвестного происхождения без опознавательных знаков находится на западном берегу Монастырки. |
В 1843 — 1860 годах архитектор Иван Черник совместно с Александром Гемилианом выстроили здесь комплекс казарм с конюшнями и подсобными помещениями. Мемориальная доска, установленная на доме 23, напоминает, что до 1917 года «здесь квартировали лейб-гвардии Казачий его величества и лейб-гвардии Атаманский его императорского высочества наследника цесаревича полки». Доску венчает императорская корона.
То, что главным архитектором строительства этих казарм был выбран Иван Денисович Черник, вполне логично, поскольку он происходил из кубанских казаков. Начало этого комплекса связано с переводом в Петербург из Новой Ладоги 6-й Донской батареи. Лейб-гвардии Казачий полк, сформированный в 1795 году, комплектовался донскими казаками. В обязанности ему вменялась охрана императора, в том числе в те моменты, когда самодержец следовал со своей свитой.
В казарменном комплексе, в доме 25, существовала церковь гвардейских казачьих частей.
На снимке с Атаманского моста 15.09.2010 дом 25 в строительных лесах и закрыт сеткой. |
До 1860-го, то есть до окончания формирования всего комплекса, казаки для молитвы посещали Александро- Невскую лавру. Это было не совсем удобно, и потому инженер-поручик лейб-гвардии Казачьего полка Виктор Алексеевич Родионов в 1859 году высказал идею устройства собственной церкви. Он написал письмо на имя императрицы: «...в составе гвардейского корпуса находится полк, при котором нет церкви, где бы возносились молитвы о благоденствии Отечества и о здравии Царствующего Дома, тогда как прикомандированный к полку полуэскадрон крымских татар имеет своего муллу и свою мечеть». Супруга Александра II Мария Александровна, которую князь Петр Алексеевич Кропоткин, бывший камер-пажом Александра Николаевича и ставший ученым-географом и проповедником социалистических идей, в "Записках революционера" называл "наиболее симпатичной" из "всей императорской фамилии", изъявила свою волю атаману войска Донского генерал-лейтенанту Михайлу Григорьевичу Хомутову. Она повелела устроить к октябрю 1860 года храм в третьем этаже углового корпуса казарм. 3 октября, накануне полкового праздника в день которого в 1813 году казаки отличились в битве под Лейпцигом, протопресвитер, императорский духовник Василий Борисович Бажанов освятил церковь во имя священномученика Иерофея, епископа Афинского.
В 1918 году храм был закрыт, а казачьи полки расформированы. В здании казарм в революционное время располагался электротехнический батальон, принимавший участие в свержении Временного правительства, отчего Атаманская улица, огибающая с севера памятник военной истории вытянутой буквой «п», с 1923-го по 1993 год именовалась улицей Красного Электрика. На этой улице в 1907 году по проекту Леонида Норенберга и Алексея Зазерского была построена Центральная электростанция городского трамвая, питавшая через трансформаторные подстанции трамвайные линии только что открытого в городе нового общественного вида транспорта, который девять десятилетий являлся своеобразной визитной карточкой города на Неве.
Долгое время в бывших казачьих казармах располагалась строительная войсковая часть. В начале 1990-х военные покинули газармы, помещения в зданиях заняли различные арендаторы. Комплекс горел, конюшня разрушалась. Сейчас казарменный юмплекс, взятый под государственную охрану, постепенно приводится в порядок.
От казачьих казарм ведется и название Aтаманского моста через Обводный канал.
С восточной стороны Атаманского моста Обводный канал значительно шире, чем с западной. Это объясняется тем, что здесь предполагалось скопление грузовых судов. На противоположной стороне находится тупиковый бассейн Обводного канала. Большая его часть не видна. Он расположен внутри промышленно-складской зоны, находящейся на полуострове, образованном каналом и бассейном, и предназначался для стоянки судов.
С западной стороны Атаманского моста от Кременчугской улицы к западу несколько домов, на которых нет ни номеров, ни других опознавательных знаков. По карте это номера 31 - 39. Самый западный, большой и красивый выходит на Атаманскую улицу и обозначен как 39 по Oбводному каналу. Соседнее по Обводному здание, построенное в том же стиле, возможно тоже имеет номер 39. Это здание, также как и дом 23 - казармы лейб-гвардии Казачьего полка, который охранял императора.
Долгое время в бывших казачьих казармах располагалась строительная войсковая часть. В начале 1990-х военные покинули казармы, помещения в зданиях заняли различные арендаторы. Комплекс горел, конюшня разрушалась. Сейчас казарменный комплекс взят под государственную охрану.
Дома без номеров |
Та часть Обводного, которую охватывает Атаманская улица, скорее всего будет изменен в связи с тем, что идет реконструкция Американских мостов и набережных на участке от Днепропетровкой улицы до Монастырки. Эта, довольно большая часть Обводного, сейчас (15.09.2010) для проезда закрыта.
Значительный интерес представляют реконструируемые сейчас Американские мосты.
Между ними на северном берегу канала стоят депо — старейшие ремонтно-транспортные сооружения Петербурга. На них установлены созданные по проекту архитектора Валериана Кирхоглани и скульптора Сергея Есина четыре мемориальные стелы, посвященные истории паровозостроения.
Между западным Американским мостом и Днепропетровской улицей на северном берегу канала большой участок (дом 45) занимает ЗАО ЦНИИ фанеры, рядом с которым совсем старинные здания (или это одно здание?) в полуразрушенном состоянии, о которых пока у меня нет сведений.
Квартал между Днепропетровской улицей и улицей Черняховкого на северном берегу Обводного канала занят доходными домами начала ХХ века. Эти дома пока никак себя не проявили.
А сразу за Американскими мостами в Обводный канал с юга вливается река Волковка, когда-то составлявшая с Монастыркой одно целое.
Реконструкция Американских мостов повлечет за собой и изменение потока автомобильного транспорта. В створе Днепропетровской улицы уже начали строить новый мост. Его здесь никогда не было, и по этой улице, возникшей в середине XIX века, невозможно было пройти насквозь.
Безусловно, это несколько улучшит транспортную ситуацию в этом месте, где на противоположном берегу, на четной стороне, находится важное общественное сооружение - автовокзал.
Пожалуй, лучшая страница в истории участка Обводного канала у Лиговского проспекта связана с замечательным ансамблем Крестовоздвиженской церкви, который расположен за чередой стоящих между улицей Черняховского и Лиговкой детских учреждений — небольших, скромных двухэтажных зданий.
Cейчас (сентябрь 2010) весь комплекс на ремонте, здания обнесены сеткой, фотографировать нет смысла
Начало церковному ансамблю было положено еще в Петровскую эпоху. В 1710 — 1712 годах здесь поселились ямщики и появилась часовня при местном кладбище. Через шесть лет сгоревшую часовню заменила церковь Рождества Христова, но и ей не была суждена долгая жизнь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался, пока в 1848 году по проекту архитектора Егора Диммерта здесь не выросла и поныне существующая Воздвиженская церковь, которая фактически включила в себя старую каменную церковь, созданную еще в 1747 году под наблюдением архитектора Йохана Шумахера.
Однако церковный ансамбль на Лиговке состоит не только из Воздвиженской церкви и ампирной колокольни, построенной в 1812 году архитектором Александром Постниковым. Здесь же расположены еще две церкви: Тихвинская и Кирилла и Мефодия. В советские времена все эти церкви были заброшены, пребывали в запустении. В 1991 году храмы возвращены верующим. Сейчас они принадлежат казачьей общине, в них регулярно проводятся богослужения.
А 19 мая 2002 года у алтарной части Крестовоздвиженской церкви был открыт первый в Петербурге памятник Николаю II. Его автор — скульптор Сергей Алипов.
С этим местом связана история самого крупного затопления города в период Великой Отечественной войны. В 22 часа 8 сентября 1941 года, то есть вечером первого дня блокады, в результате попадания фугасной авиабомбы был разрушен трубопровод, и вода разлилась по Лиговке от Разъезжей улицы до Обводного канала и до Боровой улицы. Локализована авария была довольно быстро, в течение часа. И это несмотря на то, что работать приходилось в ледяной воде по колено, в темноте, поскольку уличное освещение было отключено в целях светомаскировки.
Вот пример одного из многочисленных ежедневных подвигов ленинградцев в тяжелую годину...
Ещё об ансамбле Крестовоздвиженской церкви
Соединяет берега Обводного канала в створе Лиговского проспекта Ново-Каменный мост.
На нечетной стороне канала между Лиговским проспектом и Воронежской улицей торцы домов, которые имеют адрес по Лиговскому.
Согласно [3] здесь располагались постройки Ямского пожарного резерва, построенные Александром Мстиславовичем Кочетовым в 1904-1905 гг. Прочитать о них можно в http://citywalls.ru
Я этих построек, к большому сожалению не помню, несмотря на то, что жила недалеко, т.к. 1961-1971 были годами интенсивной учебы, а до этого, в далеком детстве, мы с мамой гуляли по Неве и в Летнем саду. Эта часть Обводного тогда не имела набережной, и мама не любила здесь ходить.
А на рубеже 1970-1980-х здесь было несколько пивных ларьков и полупомойка вокруг. С тех пор я не бывала в этих местах, и была приятно удивлена, не обнаружив ни помойки, ни пивных ларьков, a очень приятный скверик с деревьями, скамейками и обилием высаженных цветов. Это в 2010 г. |
Между Воронежской и Боровой улицей - лома 83 и 85
Дом 85 находится на углу Обводного канала и Боровой улицы, которая пересекает канал и продолжается далее на юг. В створе Боровой улицы расположен Боровой мост.
А совем недавно на нечетной стороне Обводного канала вырос дом 89. Похоже, что нежилой. Но вывесок никаких нет. А вот как он выглядит с противоположной стороны канала. Хотелось бы знать, кто свою ручку приложил к этому "шедевру". |
У Борового моста Обводный канал поворачивает на юго-запад. На изгибе находится небольшой скверик, а за ним - дом 91, в котором находится типография, с 1922 года носящая имя русского первопечатника Ивана Федорова. В советское время это была одна из лучших отечественных типографий, что свидетельствовало о продолжении традиций высокого профессионализма, заложенных отцами-основателями предприятия.
Возникло оно в 1902 году, когда коммерции советник Роман Романович Голике и потомственный почетный гражданин Артур Иванович Вильборг, занимавшиеся печатным производством, объединились в товарищество на паях «Р. Голике и А. Вильборг», прикупив для совместной деятельности участок у Обводного канала, на котором находился до того гвоздильный завод.
Качество типографской продукции было столь высоким, что вскоре товарищество получило статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Во многом этому способствовал работавший с 1903 года на предприятии художник Александр Николаевич Лео. В историю он вошел главным образом как создатель первого герба РСФСР, который в 1918 году был одобрен В. И. Лениным и утвержден Советом народных комиссаров. Но имелись у него и другие весомые заслуги, недаром же Лео был главным художником типографии. В 1916-м, а затем и в 1918 году в типографии, которая после революции была национализирована и до 1922 года числилась безликой «типографией № 15», были выпущены третье и четвертое издания романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Александр Лео принял участие в оформлении книги, иллюстрации к которой создала Елена Петровна Самокиш-Судковская, получившая известность в столетний юбилей поэта. Она в 1899 году создала панно к пушкинским торжествам.
На нечётном берегу Обводного канала весьма важное место в архитектурно-пространственной среде занимает здание бизнес-центра «Нептун» (дом 93а), расположенное на территории, которую занимает центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». Нельзя сказать, что «Нептун» украшает весьма скудную панораму этой части канала. Главное, что здание, построенное в то время, когда никакие архитектурные излишества не допускались, ее не портит.
В одну линию с ним стоит весьма внушительное промышленное здание, про которое можно сказать то же.
То же можно сказать и про следующее промышленное здание, непосредственно примыкающее к нему.
А в начале 1930-х здесь предполагалось создать площадь Народовольцев — первый из общегородских общественных центров, посвященных историко-революционным событиям. Почему площадь Народовольцев — понятно. Это территория бывшего Семеновского плаца, на котором в апреле 1881 года казнили пятерых членов группы «Народная воля», убивших императора Александра II. Еще раньше, в 1849-м, здесь проходила гражданская казнь петрашевцев. Писатель Федор Достоевский был в числе приговоренных к смертной казни, в последний момент замененной каторгой.
Разрабатывался проект площади под руководством архитектора Льва Ильина. Предполагалось пробить улицу Дзержинского, как в ту пору называлась Гороховая, до Обводного канала, чтобы раскрыть с южной границы исторического центра вид на главную доминанту левого берега Невы — башню Адмиралтейства. Зодчий, превосходно ощущавший душу Петербурга — Ленинграда, намеревался создать новую площадь, застроив ее корпусами Дворца промышленности, которые органично вписались бы в сложившуюся городскую среду.
«В северо-восточном углу, почти точно на историческом месте казни, намечалась установка памятника народовольцам, — пишет в монографии «Лев Ильин» Екатерина Бусырева. — Внутреннее пространство площади оказывалось сравнительно небольшим благодаря ряду вспомогательных корпусов, выстроенных в системе строчной застройки. Этим приемом формировалась четкая геометрическая форма площади, независимая от случайного, неправильного контура участка, который занимал Семеновский плац. Площадь становилась уютной, соразмерной масштабу человека, здесь возникал свой, спокойный «микроклимат», отключавший от напряженного городского ритма и позволявший прохожему постоять перед монументом, обратиться памятью к истории».
Независимо от чьего бы то ни было отношения к народовольцам, зная талант Ильина, можно смело говорить о том, что площадь получилась бы красивой. Она бы очень оживила вид со стороны Лиговского проспекта. Но ничего от этого плана реализовано не было, он, к несчастью, «утонул», как кинувшаяся с Ново-Каменного моста в Обводный канал бедная Лида — героиня повести Вадима Шефнера «Дворец на троих, или Признание холостяка».
******* Имя поэта невольно всплывает в памяти и при взгляде на Царскоссльский железнoдорожный мост через Обводный канал, потому что название Царское Село ассоциируется прежде всего с Пушкиным. *******
На месте Семеновского плаца в начале двадцатого века существовал ипподром. Он сгорел в блокаду. И вспомнили о нем в 1944-м, в год полного ее снятия, когда построили деревянный пешеходный, а позже - металлический Ипподромный мостик.
На северной стороне ближайшее к железной дороге здание - психоневрологический диспансер. Когда-то вокруг него был очень живописный кусочек земли - много кустов сирени и участочек, где долго и пышно цвели крупные разноцветные космеи.
Cразу за железнодорожным мостом в набережную Обводного канала вливается... асфальтированный Введенский канал. Ныне это название улицы, а до 1967 года между Фонтанкой и Обводным протекал Введенский канал, именовавшийся так по Введенской церкви лейб-гвардии Семёновского полка, стоявшей на Загородном проспекте перед зданием Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Ее снесли в 1930-е, как и церковь Священномученика Мирония при лейб-гвардии Егерском полку, стоявшую на углу Обводного канала и Рузовской улицы. Обе церкви были построены по проекту любимого зодчего Николая I Константина Тона.
Как отмечает известный петербургский историк Виктор Антонов, «архитектор Тон не любил ампирную простоту и потому украшал фасады церквей прилегающими колоннами, выносными карнизами и «итальянскими» порталами».
К этому остается только добавить, что Мироновская церковь была прекрасной доминантой безликого сейчас квартала. У этого храма было несколько часовен — у железнодорожного полотна, на противоположном берегу Обводного канала у современной Рыбинской улицы, и на газовом заводе. Они также не сохранились. |
В 21 веке на месте храма разбит сквер и установлен мемориальный камень |
Между Витебской железной дорогой и Московским проспектом располагается исторический район, который местными жителями зовется Обводный-Семенцы
В 1934 году на углу набережной Обводного канала и тогдашнего Международного (нынешнео Московского) проспекта по проекту авторского коллектива: Евгения и Леонида Катониных и Кирилла Иогансона — начал строиться Фрунзенский универмаг. Зданию придавалось огромное значение, поскольку оно играло роль архитектурной доминанты в уже сложившейся архитектурной среде старого города. Оно действительно стало выдающимся образцом архитектуры позднего конструктивизма, памятником эпохи и потому представляет исключительную ценность.
Фрунзенский универмаг благополучно существовал до 1988 года, когда там произошел страшный пожар. Общая экономическая ситуация в стране не позволяла универмагу вернуться в число торговых центров города. Это произошло только в 2001 году, но ненадолго. В 2007-м торговля была закрыта. Начались попытки нового владельца здания снести его для возведения другого, по проекту Норманна Фостера. Однако это не удалось. При открытии универмага в 2001-м здание было признано памятником архитектуры, а исключить его из списка вновь выявленных объектов охраны, что пытались сделать в городском руководстве, помешала общественность. Фасад Фрунзенского универмага долго был скрыт от глаз людских защитной сеткой с рекламными постерами. В 2014 г. рекламные постеры сняты, но не видно, чтоб там велись какие-то работы.
На противоположном углу Московского проспекта на набережной Обводного канала - дом 131, обезображенный рекламой на крыше. Это снимок апреля 2011 г., а некоторое время назад вместо этих букв была не менее огромная и безобразная кружка с рекламой кофе. Архитектор Пранг Генрих Богданович строил этот дом, также как и соседние, в 1875 - 1876 годах. |
Дома 133 и 135. Архитектор Пранг Генрих Богданович строил эти дома, также как и соседний дом 131, в 1875 - 1876 годах. |
Дом 137/5, у которого тоннель через Московский проспект выxодит на поверхность, вошел в историю русской литературы. Здесь с осени 1880-го до весны 1881 года жил Глеб Иванович Успенский, в судьбе и произведениях которого отразились все социальные недуги общественного устройства. «Он был один, сам по себе, ни на кого не похож, и никто не был похож на него. Это был уник человеческой породы, редкой красоты и редкого нравственного достоинства.. . Всю жизнь он стремился к одной только правде, хотя бы и болящей, но истинной...» — писал в статье, посвященной его памяти, Владимир Галактионович Короленко. В небольшой двухкомнатной квартирке дома, принадлежащего землевладельцу Сивкову, Успенский поселился с семьей в тяжелый для него период разочарования в русских крестьянах - как зажиточных, так и бедных, которые воспринимали существующий уклад со всеми несправедливостями как нечто незыблемое. А он надеялся увидеь в них источник, из которого можно черпать нравственные "соки" для общества, нуждающегося в оздоровлении.
Известно что сюда, в дом 137/5, 1 марта 1881 года, в день убийства Александра II, к Успенскому приходила Вера Фигнер, член партии "Народная воля". Взволнованный трагическими событиями, Успенский написал рассказ "На травке".
Среди доходных домов второй половины XIX века, которыми застроена набережная между Московским и Измайловским проспекттами, заметно выделяется двухэтажный особняк - дом 155. Этот дом спроектировал в 1849 году зодчий Ипполит Монигетти для мастера-лепщика Тимофея Петровича Дылева. Дылев хорошо известен по работам в Зимнем дворце и в Новом Эрмитаже. Он реставрировал каменные фигуры парапета после пожара Зимнего дворца, случившегося в декабре 1837 года. |
К Обводному каналу здесь выходит Измайловский проспект.
Далее на северном берегу канала весь квартал от Измайловского до Лермонтовского проспекта с начала 1820-х годов стояли и стоят провиантские склады Измайловского полка, построенные Василием Стасовым.
К ним ведут мосты — Балтийский - напротив Балтийского вокзала, Митрофаньевский - в створе Митрофаньевского шоссе, и Ново-Петергофский - в cтворе Лермонтовского проспекта.
Далее в Обводный канал вливается улица Циолковского, ранее называвшаяся Таракановской. В створе её находится Таракановский мост. Её плавный изгиб, нехарактерный для петербургских улиц, обусловлен тем, что она проходит по засыпанному руслу речки Таракановки, называвшейся по фамилии владельцев существовавшего металлического заводика. В 1952 г. ей присвоили имя Константина Эдуардовича Циолковского, а в сентябре 2005 на средства предприятия был установлен памятник выдающемуся учёному, родоначальнику отечественной космической мысли. Монументальное сооружение - Памятник К.Э.Циолковскомуизваял скульптор Левон Бейбугян.
Далее за Ново-Калинкиным мостом стоит фабрика «Веретено». Первые корпуса Российской бумагопрядильной мануфактуры возвел в 1850 году Александр Роков, затем производство неоднократно расширялось и перестраивалось. Фабрика «Веретено» вошла неотъемлемой частью в революционную историю нашего города. В мае 1896 года на фабрике произошла стачка, которая вылилась в серьезную забастовку, охватившую около тридцати тысяч текстильщиков. Ленин назвал это событие «петербургской промышленной войной». В память об этом к десятилетию Октябрьской революции на фабричной стене была установлена мемориальная доска с весьма необычным текстом: «Везде, всегда безраздельно с нами Ленин. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 1917 — 1927».
В принципе все, что происходит с петербургскими предприятиями за последние два десятилетия, можно тоже назвать промышленной войной, только организаторами ее являются не рабочие, а само государство.