В истоке Фонтанки Прачечный мост.
Здесь же, у истока Фонтанки, расположен Летний сад, один из самых поэтичных уголков Петербурга.
В Летнем саду находится Летний дворец Петра I.
От южной границы Летнего сада, слева - Пантелеймоновский мост, а вдоль Фонтанки -
Первый Инженерный мост через Мойку.
В 1820-х годах в ходе обширных работ по реконструкции центра Петербурга К.И.Росси при постройке Михайловского дворца (ныне Русский музей) перепланировал весь примыкающий к нему район столицы. В частности, Садовая улица (ранее она начиналась от Большой Итальянской) была через сделанные просеки продлена до Марсова поля. Тогда же был сооружен висячий (Цепной) Пантелеймоновский мост, а через Летний сад был проложен проезд - продолжение Пантелеймоновской улицы.
Далее по правому берегу - одно из прекраснейших зданий Санкт-Петербурга -
Михайловский (Инженерный) замок.
За Инженерным замком в старину вдоль берегов Фонтанки стояли дома дворцовых служителей, находились оранжереи, где выращивались бананы и ананасы, размещались погреба с бочками и бутылками зарубежных вин. А на том месте, где теперь стоит здание цирка, в первой половине XVIII века находился Слоновый двор.
Фонтанка, дом 3 - Цирк и события, предшествовавшие его строительству.
От площади перед цирком на левый берег Фонтанки переброшен мост Белинского.
Дом 5
Напротив цирка на набережной располагается дом 5. Еще в 20-х годах XIX века на месте этого доходного дома стоял дворец Д. Л. Нарышкина. Своими фасадами он был обращен на Караванную улицу, на Симеоновскую (ныне Белинского) площадь и на Караванную набережную, как именовался тогда этот участок набережной Фонтанки. |
Дом 7
На месте соседнего дома 7 по набережной Фонтанки в начале XIX века размещались лаковые мастерские и двор спичечного и столярного дел мастера фон Болеса. Существующее теперь здание в дореволюционные годы принадлежало известной меценатке миллионерше графине С. В. Паниной. Она была членом ЦК возглавлявшейся П. Н. Милюковым партии конституционалистов-демократов, товарищем (то есть заместителем) министра призрения во Временном правительстве А. Ф. Керенского. В доме часто устраивались музыкальные и литературные вечера, на них выступали Ф. И. Шаляпин и другие корифеи музыкального и вокального искусства. Паниной принадлежал учрежденный ею Лиговский народный дом (Тамбовская улица, дом 63) — ныне Дворец культуры железнодорожников. В своем особняке на Фонтанке Панина бывала редко — она жила в доме 23 по Сергиевской улице (ныне улица Чайковского). В 1918 году Панина эмигрировала.В этом здании с 1920-х годов до войны размещался Дом работников печати — клуб журналистов и полиграфистов.
В послевоенные годы тут помещался Дом обороны, пребывавший в ведении Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту - ДОСААФ .
В 1993 году тут начала свою деятельность Камерная филармония Санкт-Петербурга.
Дом 11
Дом 17 и дом 19
Дом 17 | Дом 19 | Вблизи Аничкова моста несколько зданий связаны с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, литераторов, участников освободительных движений. Так, в доме 17 в 1840-х годах жил В. Г. Белинский: в доме 19 проживали Н. А. Некрасов и И. И. Панаев c женой, здесь же находилась редакция прогрессивного журнала «Современник» (он с 1847 года издавался Некрасовым и Панаевым).
Дом 21. "Шуваловский (Нарышкинский) дворец "
Дом 23
Дом 23 был построен по заказу купца Зиновьева. С 1840-х до 1917 года здание принадлежало семейству Абазы — «русского дворянского рода молдавского происхождения». А. А. Абаза был прогрессивным государственным деятелем, активным участником подготовки и осуществления крестьянской реформы 1861 года. В 1880 году он стал министром финансов. Жена его Юлия создала здесь привлекательный для петербургской художественной элиты салон, который охотно посещали П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн и другие выдающиеся деятели русской культуры.
Дом 25
Дом 25.
Дом 27
Дом 27 сооружен около 1788 года для одного из первых бургомистров северной столицы — Гаврилы Степановича Зимина. Он умер в 1806 году и в 1810-х годах дом перешел в собственность министра финансов Д. А. Гурьева (рецептом своей знаменитой манной каши с фруктами, миндалем и специями граф был известен не менее, чем служебной деятельностью). В 1825 году принадлежавший Гурьеву дом арендовал австрийский посол Лебцельтерн, женатый на Зинаиде Лаваль — родной сестре жены С. П. Трубецкого, одного из лидеров декабристского Северного общества. Сразу же после поражения восстания на Сенатской площади здесь находился С. П. Трубецкой и в ночь па 15 декабря был арестован.
В 1903 году от наследника Гурьева дом перешел к княгине М. А. Шаховской. В 1930-х годах по решению Ленинградского исполкома дом надстроили двумя этажами.
Слева — Аничков мост через Фонтанку, одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. |
За Аничковым мостом значительное пространство занимает Аничков дворец; здание «Кабинета Его Императорского Величества» , входящее в комлекс дворца, находится на Фонтанке, дом 31.
Дом 33
Дом 33 входит в комплекс зданий Аничкова дворца. Это бывший Конюшенный корпус, построенный в 1809-1810 годах по проекту архитектора Л.Руска. Здание имеет в плане форму буквы П и образует обширный внутренний двор. Средняя, несколько выступающая часть здания выделена аттиком—- невысоким барьером, стенкой над верхним карнизом. В нижнем этаже были конюшни и помещения для карет, в верхних — квартиры дворцовой прислуги.
В свое время между домами 33 и 35 пролегал переулок. Часть его, под названием переулка Крылова, сохранилась между Садовой улицей и площадью Островского. В XVIII веке он простирался от набережной Фонтанки до Садовой и назывался Аничковым. Позднее он стал именоваться Толмазовым, часть его сохранилась и теперь носит имя служившего в Императорской Публичной библиотеке великого баснописца И. А. Крылова. Другой отрезок переулка — между Александрийской площадью (с 1923 года — площадь Островского) и набережной Фонтанки — уже к началу XX века был застроен. В 1863—1865 годах здесь, в одном из домов Толмазова переулка, жил М. Е. Салтыков-Щедрин.
Дом 35 .
На участках домов 35 и 37 для Дворца творчества юных сооружен учебло-репетиционный корпус с театральным залом (архитектор И. Б. Ноах). Весь этот комплекс оснащен современным театрально-постановочным оборудованием.
Дом 41
Дом 41 выделяется своими архитектурными достоинствами на набережной Фонтанки. Он известен среди горожан, как дом Кочневой. Лишь в годы блокады Ленинграда удалось обнаружить документы о прошлом этого здания. Выяснилось, что его построил в 1805—1808 годах для купца Ф. Ильина архитектор Луиджи Руска. Фасад дома выдержан в традиционных формах классицизма. Значительную ценность представляют собой декоративное убранство интерьеров второго этажа, сохранившиеся фрагменты росписи стен и оформления вестибюля, художественные кафельные печи зала, барельефный фриз, паркеты и другие элементы декора, в создании которого участвовали такие крупные мастера, как И. И. Теребенев и живописец Джованни Скотти. |
Это строение принадлежит к числу лучших памятников гражданской архитектуры Санкт-Петербурга начала XIX века.
Дом 55
Последний в этом квартале — угловой, у площади Ломоносова, пятиэтажный дом 55/6 . Этот доходный дом, построенный в 1863-1865-х годах архитектором Бергманом Робертом Егоровичем и надстроенный в 1901 г. архитектором Гилевым Петром Ивановичем, чужд облику площади Ломоносова, к которой он обращен боковым фасадом. В постсоветское время его капитально отремонтировали и подновили фасад. В июне 2013 г., когда сделан этот снимок, его занимает отель.
В этом доме, в квартире 20, в 1915—1951 годах жила выдающаяся русская актриса Е. П. Корчагина-Александровская.
В XVIII веке участок, примыкавший к Фонтанке и простиравшийся до Садовой улицы, принадлежал графу П. Г. Чернышеву, являясь его загородной усадьбой. Отсюда происходят старые названия улицы Ломоносова (Чернышев переулок), Чернышевой площади и Чернышева моста, получивших в августе 1948 года свои современные названия.
Планировка микрорайона осуществлена по проекту великого мастера ансамблевой застройки города К. И. Росси. В 1828—1834 годах он проложил от строящегося театра улицу к площади у Фонтанки, улицу называли сначала Новой Театральной, потом просто Театральной. С 1923 года она называется улица Зодчего Росси.
В полукруглую площадь вливается улица Ломоносова. Она проходит под прорезанными в здании двумя арками. Это один из любимых приемов Росси — монументальными арками соединять уличные проезды и площади. Такую же роль играют россиевские арки Главного штаба, Сената и Синода.
Имитация третьей арки на площади Ломоносова служила входом в Министерство народного просвещения, которое размещалось здесь в 1850-х годах.
В центре площади, на месте, первоначально предназначенном для церкви, разбит сквер. С 1892 года здесь стоит памятник М. В. Ломоносову, отлитый по модели ваятеля П. П. Забелло.
Бронзовый бюст великого ученого установлен па пьедестале из серого мрамора с гранитным основанием. На лицевой стороне пьедестала укреплен бронзовый барельеф, изображающий деревенского мальчика, погруженного в чтение книги. На тыльной стороне памятника — посвященный Ломоносову стих А. С. Пушкина «Отрок». |
Между домом 2 на пл. Ломоносова и домом 57 по наб. Фонтанки находится Торговый переулок. Он ведет в Апраксин двор.
Территория Апраксина двора заслонена от набережной Фонтанки домами 57, 59 и зданием Академического Большого драматического театра имени прославленного режиссера Г. А. Товстоногова, который в 1956—1989 годах возглавлял творческий коллектив этого театра.
Дом 57
Дом 57 по набережной Фонтанки, крайний слева полукруглой площади Ломоносова, как элемент россиевского ансамбля строился в 1830-х годах по проекту Росси при участии И. И. Шарлеманя на месте сгоревшего театра. Фасад дома 57 напоминает другие работы Росси, он декорирован лоджиями на углах с трехчетвертными колоннами, россиевскими наличниками окон. По проекту зодчего предполагалось на нижней этаже здания создать открытые аркады с галереями. Но замысел не был реализован. |
Дом 59 занимает и два соседних участка, т.к. следующее здание известно всем под адресом
Фонтанка 65 - Академический Большой драматический театра имени Г. А. Товстоногова.
Напротив театра через Фонтанку переброшен Лештуков мост.
Дом 69
Этот доходный дом, который находится на углу Апраксина переулка, и дома 20 и 22 по Апраксину переулку принадлежали А.С.Апраксину. Построены в 1875-1879 годах. Архитектор Бертельс Андрей (Генрих) Андреевич |
Между домами 69 и 71 к набережной Фонтанки подходит Апраксин переулок. |
Дом 71
Этот доходный дом, который находится на противоположном углу Апраксина переулка надстроен в 1912-1913 годах архитектором Маковским Константином Владимировичем |
Дом 73
Этот дом - здание Градских богаделен построено в 1861 году архитектором Афанасьевым Константином Семеновичем |
Дом 75
Этот доходный дом перестроен в 1864-1865 годах архитектором Сверчковым Петром Константиновичем |
Дом 77
На пересечении набережной с Гороховой улицей два дома — 79 и 81 — построены с отступом от красной линии. В результате перед ними возникла прямоугольная площадь. Создание двух площадей на берегах Фонтанки при пересечении ее с Адмиралтейской перспективой (позже названной Гороховой улицей) было предусмотрено еще в 1769 году А. В. Квасовым, главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга, при составлении им проекта планировки района между реками Мойкой и Фонтанкой. Небольшой ансамбль площади у Семеновского моста в его нынешнем виде сложился в основном в 1830-х годах.
На участке, который принадлежал некоему Куканову, стоял дом 79. К нему архитектор Мельников в 1831 — 1832 годах пристроил корпус, главным фасадом ориентированный на Фонтанку. Его колоннада, поднимаясь над цоколем, проходит через два этажа и несет широкий балкон четвертого этажа. Этот дом часто называют домом Куканова. |
Традиции классицизма отчетливее прослеживаются в облике соседнего дома 81, построенного в 1780—1790-х годах на участке, принадлежавшем богатейшему откупщику Савве Яковлеву. Однако в списки памятников архитектуры Петербурга это здание вошло как дом Евментьева, по фамилии одного из последующих владельцев. На фасаде дома 81 эффектен поставленный на цоколь восьмиколонныи портик с фронтоном. Внутри дома сохранилось круглое в плане помещение парадной лестницы, в нижнем этаже оно декорировано шестью свободно стоящими колоннами. Металлические лестницы (постройки 1856 года) ведут на второй этан к площадке, плавно повторяющей изгиб стен ротонды. Стены третьего этажа украшены пилястрами и завершены купольным перекрытием. Подробнее о Ротонде |
Великолепный коринфский портик дома 81 и колоннада дома 79 придают этим зданиям выразительность и монументальность.
Дома 79 и 81 разделены Гороховой улицей, в створе которой находится Семеновский мост.
Дом 83
Дом 83 , так называемый дом Лихачева, построен в конце XVIII века. Вначале он был двухэтажным. Внутри здания сохранилась лестница начала XIX века. Вход в нее ведет из-под арки. Верхняя площадка лестницы декорирована каннелированнымя колоннами дорического ордера, изящные перила скомпонованы из пересекающихся кругов строгого рисунка. Скорей всего, дом сильно пострадал во время войны и был восстановлен в 1947 г, о чем свидетельствует дата в вензеле на фасаде. |
Дом 85
Это один из доходных домов Н.Б.Юсупова. Неоднократно перестраивался. В 1886 г. перестраивали архитекторы Грейфан Христиан Иванович и Пасыпкин Александр Михайлович. В 1902-1904 годах - архитектор Шмеллинг Леонтий Васильевич. |
Дом 87
Дом 87, так называемый дом Лебедева, представляет собой интересный образец гражданской архитектуры первой трети XIX века, характерный для зрелого классицизма. Превосходен по своим пропорциям обращенный на Фонтанку фасад здания. Центр его выделен шестью пилястрами коринфского ордера. Установленные на высоком цокольном этаже, они завершаются треугольным фронтоном. Над оконными проемами второго этажа размещены скульптурные панно — круглые и между пилястрами - прямоугольные. Цокольный этаж обработан рустами, над его окнами — лепные маски. Фасад здания строг и торжествен. Имя автора н дату этой постройки пока установить не удалось. |
Дом 89
Фонтанку с Сенной площадью соединяет проложенная в 1874 году улица, названная в 1952 году именем М. А. Ефимова (1909—1943 годы), героя Великой Отечественной войны, балтийского летчика-истребителя. Ранее улица называлась Горсткиной, по фамилии местного домовладельца. И все же это имя осталось на карте Петербурга: мост, который является продолжением этой улицы, называется Горсткин. А на углах этой улицы с набережной Фонтанки располагаются симметричные строгие, но очень красивые дома 91 и 93.
У брандмауэра дома 97 есть проход на Сенной рынок.
Далее по набережной Фонтанки примечателен архитектурный комплекс конца XVIII века, состоящий из трех небольших домов.
В Таллинне на улице Пикк также рядом стоят три дома с высокими, круто срезанными кровлями. Таллиннцы называют их «Три сестры». Такое же название, пожалуй, было бы уместно для трех домов по набережной Фонтанки под номерами 97, 99 и 101. Они внешне очень похожи. Здания сохранили свой первоначальный вид, если не считать того, что парные колонны по сторонам ворот дома 99 - более позднего периода.Все три смежных дома на Фонтанке — 97, 99, 101 — решены в традиционных формах классического русского зодчества. Композиция фасадов строга и симметрична, декоративное оформление сдержанно, хороши пропорции согласованных по высоте зданий. Три сестры.
Дом 103
Дом 105
Дом 107
Дом 109
Почти рядом с этим ансамблем — Обуховская площадь на оси Московского проспекта.
Территория участка 115 по набережной Фонтанки с XVIII принадлежала Юсуповым. В середине XVIII века деревянный особняк Юсуповых уступил место каменному дворцу в стиле барокко. За ним устроили регулярный сад с подстриженными газонами, цветниками и прудами, с геометрической сетью аллей. В 1790 году, когда участок перешел к Н. Б. Юсупову (владельцу подмосковного «Архангельского»), дворец у набережной Фонтанки был перестроен по проекту Джакомо Кваренги.
Зодчий сохранил стены старого дворца, сделал к нему пристройки, уничтожил все элементы декора стиля барокко и придал зданию облик, типичный для классицизма. Кваренги акцентировал садовый фасад шестиколонным портиком, поддерживающим фронтон, другие фасады дворца украсил галереями с дорическими колоннами. Подробнее о Юсуповском дворце на Фонтанке. |
При этом парадный двор со стороны набережной Фонтанки он обнес глухой стеной, которая прикрыла хозяйственные постройки по сторонам въездных ворот.
В 1863 году Юсуповский сад перешел в ведение городской управы.
Один из последних потомков Юсуповых Феликс, носивший пышный титул: князь Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, в начале XX века уже не претендовал на это бывшее родовое поместье.
Домa 117-119
Дом 121
За переулком, который в прошлом именовался Малковым, в связи с тем, что на нем в середине XIX века находился дом майора Малкова, а с 1952 года переулок этот носит имя героя Великой Отечественной войны И. М. Бойцова (1912—1944 гг.), располагается дом 123, сооруженный на месте трущобного Александровского рынка, корпуса которого были разобраны в 1932 году. Ныне здесь — студенческое общежитие.
По оси Вознесенского проспекта находится Измайловский мост
Дом 127
На противоположной стороне Вознесенского проспекта — послевоенная постройка, дом 127, увенчанный башней. В ночь на 6 ноября 1941 года гитлеровские самолеты бомбили набережные Фонтанки, рассчитывая уничтожить мосты. Но мосты не пострадали, однако был разбит дом на участке 127. Послевоенное здание с башней удачно оформило перспективу, открывающуюся с Измайловского проспекта в сторону Адмиралтейства.
Дом 131
На доме 131 мемориальная доска свидетельствует о том, что в нем, в квартире 8, в 1950 - 1979 годах жил композитор В. П. Соловьев-Седой. Он написал более 400 песен, 6 оперетт и музыкальных комедий, музыку к 50 кинофильмам. В квартире композитора в кабинете с темно-красными стенами на открытых полках хранится его обширный архив: нотные автографы, письма, статьи.
Дом 131 со стороны Большой Подъяческой улицы. Архитекторы: 1835 г - Цолликофер Егор Тимофеевич 1914 г - Лишневский Александр Львович |
С правой стороны в воды Фонтанки впадает Крюков канал.
А в устье Крюкова канала через Фонтанку перекинут пешеходный Красноармейский мост.
На пересечении с Лермонтовским проспектом над Фонтанкой навис Египетский мост.
В створе Английского проспекта находится пешехоный Английский мост.
Дом 155
Дом 155. Здесь в пушкинское время жил известный режиссер и плодовитый драматург А. А. Шаховской, упоминаемый в «Евгении Онегине»:"Там вывел пылкий Шаховской Своих комедий шумный рой..."
Дом 159
Дом 159 на углу с Климовым переулком Построен в 1910-1912 гг. Архитектор Бубырь Алексей Федорович Вплотную стоящее здание серого цвета - новодел 2000-х. На сайте Окно в Питер , где много очень хороших фотографий этого дома, видно пустое пространство на месте этого новодела. Новодел, как и многие строения этого времени, принижает соседа, отталкивает его назад, нахально привлекая к себе внимание. А прежде, когда его не было, дом Бубыря смотрелся исполином среди малоэтажной окружающей застройки. И долго не оторвать взгляда на него, когда идя по левой стороне Фонтанки пересекаешь Лермонтовский проспект. |
Дом 177
Дом 179
Дом 183
Это дом имеет 3 адреса: Фонтанка 183 - Ул Лабутина 34 - Калинкинский переулок 1. Построен в 1872-1873 гг.. Это был доходный дом и фабрика шелковых изделий А.И.Ниссена Архитекторы Китнер Иероним Севастьянович и Шретер Виктор Александрович |
Дом 185
Перестраивался в 1903 г. Архитекторы строений бывших на месте этого дома неизвестны. |
Дом 187
Дом 189
Дом 191
Дом 193
Дом 195
Дом 197
Дом 199
Через канал Грибоедова при впадении его в Фонтанку перекинут Мало-Калинкин мост. Название этого небольшого моста объясняется тем, что рядом с ним находятся Старо-Калинкин мост и площадь, именовавшаяся Калинкинcкой, - по названию деревни, раскинувшейся здесь еще в допетровскую эпоху. С 1952 года площадь носит название площадь Репина. Через эту площадь в ХVIII и ХIХ веках проходила дорога на Петергоф, Нарву и далее в Прибалтику. Вот почему важное коммуникационное значение имел и имеет перекинутый через Фонтанку Старо-Калинкин мост.